События в британском фильме «28 дней спустя» (2002 г.), странным образом перекликаются с пандемией короновируса в 2020 года, как будто бы его создатели могли предвидеть будущее. Сходство не полное, но значительное.
По сюжету население британских островов поражено «вирусом ярости», который вывели икусственно. Утечка произошла из-за активистов «зеленых», которые ворвались в секретную лабораторию и выпустили подопытных животных. Инфицированная обезьянка укусила одного из них, и вот уже пошло заражение.
Примечательно, что в Британии, если верить сценарию, есть подобные лаборатории, создающие смертельные вирусы. Гражданам о них известно, эта информация попадает в художественное творчество, каковым и является кино. Вспомним, что и китайские власти обвиняли американских солдат, будто те завезли коронавирус в Ухань.
Но коронавирус, если он искусственный, что не доказано, все-таки более "тонкий" инструмент, нежели киношный «вирус ярости». От того человек сходит с ума, впадает в бешенство и хочет тольуо кусать здоровых людей, а обычную пищу есть не может, вследствие чего погибает от истощения. Такое поведение зараженных влечет много крови, насилия и разрушений. Коронавирус же обходится без этого - он просто отключает имунную систему человека (как и СПИД, кстати) и убивает его через воспаление легких. Далеко не всех убивает, но и этого достаточно, чтобы вызвать мировую панику и экономический кризис. Вакцины нет как там, так и здесь. Параллели видны невооруженным глазом и они не могут не настораживать. Создатели фильма что-то знали и основывались на определенных слухах или просто фантазировали? Ответа нет и быть не может.
Но перейдем к фильму. Сюжет его довольно прост и незамысловат – небольшая группа уцелевших ищет пути к спасению. Казалось бы, при таком сюжете зритель должен проникнуться симпатией к персонажам, но этого не происходит. Фильм сухой, лишенный эмоций и не вызывает особого сочувствия ни к кому. Только в отдельных сценах проклевывается нечто похожее на сострадание, но в основном в нем так много насилия, что это уже просто статистика.
Ситуация усугубляется тем, что персонажам надо срочно убивать своих друзей всякий раз, как те заразились, иначе те тут же превратятся в зомби и убьют их самих. Здесь создатели картины перестарались и лишили ее интриги. Можно было бы сделать инкубационный период и подлиннее, а перерождение зараженных в зомби не таким очевидным, а то тошно смотреть на всю эту мясорубку. Умом-то всё понятно, но глаза ищут благородства, доброты и самопожертвования. А их нет, ибо каждый сам за себя и убивает, не колеблясь.
Стало быть, и переживать тогда не за кого - все равно все сойдут с ума и перегрызутся, что и происходит до тех пор, пока главный герой Джим не влюбляется в черную девушку Селину (а в кого же еще – вокруг больше никого нет). С этого момента он начинает защищать свою женщину от внешних угроз и кино отдаленно становится похожим на нормальное. Джиму приходится сразиться с целым взводом солдат, чтобы не позволить им превратить Селину в сексуальную рабыню. Спасти надо также дочь погибшего товарища Хану, которая еще подросток, потому что ей грозит же участь. Где оружием, где хитростью, где везением, но Джим побеждает преступных солдат, заманивающих в западню доверчивых гражданских, а потом убивающих их. Погибает и их командир, майор Вест. Впрочем, солдаты в значительной степени истребляют себя сами, постепенно заражаясь вирусом ярости.
По ходу путешествия главных героев по обезлюдевшей стране, мы видим пустые улицы Лондона, дороги без движения, фермы без признаков жизни. Смотреть довольно занятно, особенно если раньше видел все это в нормальном состоянии.
Здоровых людей уцелело мало, да и зомби осталось немного, ведь уже прошло 28 дней от начала эпидемии, но все-таки зараженных, жаждущих крови, больше. Герои не знают, что делается в мире, потому что никакая связь не работает. И это явная натяжка, найти нормальный радиоприемник для дальних станций не так трудно, должны работать также портативные КВ-передатчики, телефонные кабели, телеграф, телетайп и т.п.
Однако мы даже не знаем год, в котором все это происходит. Семидесятые? Восьмидесятые? В девяностые уже появился интернет, значит, они отпадают. Тут остались темные места, которые режиссер не смог преодолеть.
Преступный майор перед смертью ранит Джима, а спасенные им женщины заботятся о нем. В конце все они видят самолет- разведчик и обращают его внимание на себя.
На этом фильм заканчивается. Предполагается, что в карантине оказались только британские острова, а остальной мир уцелел. Но теперь-то мы знаем, что так не бывает, зараза распространяется быстро и повсеместно. Похожую ситуацию мы и наблюдаем с пандемией короновируса. Так что если у кого была уверенность, что можно создать нечто подобное и направить против других, а самому увернуться и не пострадать, то она ложная – заразятся все.
Лента снята режиссером Дэнни Бойлом, она вошла в список ста лучших британских фильмов. Затраты на производство составили 8 миллионов долларов, а сборы – 82,7 миллиона, что является очень хорошим показателем. В фильме чувствуется некоторая бюджетность, нет дорогостоящих трюков и спецэффектов, но это не сильно бросается в глаза, благодаря сюжету. Вирусный постапокалипсис, пожалуй, единственный, съемки которого не требуют больших затрат.
Автор сценария Алекс Гарленд, продюсеры Эндрю Макдональд, Грег Каплан, Роберт Хау, оператор Энтони Дод Мэнтл.
В ролях Киллиан Мёрфи, Наоми Харрис, Ноа Хантли, Брендан Глисон, Меган Бернс, Кристофер Экклстон, Марвин Кэмпбелл, Стюарт Маккуарри, Крис Данн, Эмма Хитчинг.
Кинокомпания DNA Films.
Если вам понравился обзор, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо за внимание.
Больше картинок здесь