Несмотря на сдержанно-позитивные новости из Поднебесной об успехах в борьбе с эпидемией коронавируса, он продолжает стремительно распространяться по планете, сея панику и жертвы в тех странах, где еще неделю назад всё было спокойно.
Власти закрыли практически все границы и аэропорты. И первыми жертвами среди бизнеса стали авиакомпании.
Квоты, разрешения, договоренности - в эти дни всё летит к черту, ведь летать нельзя почти никому и никуда. Крупнейшие "акулы" воздушных перевозок, такие как Emirates и Lufthansa останавливают полеты и спешно ищут пристанища для своего огромного флота, так как аэропорты рассчитаны на то, что большая часть самолетов всегда в воздухе.
В России с 23 марта запретили все международные полеты, кроме столиц отдельных стран (см. распоряжение ФАВТ - Росавиации). И даже при наличии рейса и возможности купить билет, на той стороне впустят далеко не всех: в большинстве случаев, иностранные государства впускают только своих граждан.
Еще через неделю-две, когда все желающие вернуться домой сделают это, авиакомпании закроют и эти "эвакуационные" рейсы - бессмысленно возить воздух - и индустрия встанет полностью. Сможет ли она быстро выйти на "обороты" когда вирус сдастся?
Несколько фактов на сегодня:
- Отменены важные мероприятия отрасли: салон Фарнборо-2020 и EBACE - главная выставка бизнес-авиации в мире.
- IATA - Международная ассоциация воздушного транспорта - оценивает потери авиакомпаний мира на сегодня уже в 200 миллиардов долларов. По ее оценке, только 30 авиакомпаний в мире способны пережить остановку полётов на 2-3 месяца, с учетом больших сокращений рабочих мест.
- Аэрофлот перегоняет самолеты на консервацию в Ростов-на-Дону. Большое скопление зачехленных самолетов также наблюдается в Шереметьево.
- Air Baltic, Brussels Airlines и Austrian полностью прекратили полеты на месяц, распустив сотрудников в отпуска.
- Emirates и Singapore Airlines просят своих сотрудников уйти в неоплачиваемые отпуска на 2-3 месяца, обещая сохранить рабочие места. Оплачивать простой компании не могут. Альтернатива - сокращения.
- Cathay Pacific консервирует 120 самолётов (половину авиапарка) и отправляет в неоплачиваемые отпуска 75% сотрудников.
- Qantas Airways до лета отменяет все международные рейсы. А именно дальнемагистральные рейсы являются основой их бизнеса - внутри Австралии летать особо некуда.
- Korean Air останавливает 80% своего авиапарка, в том числе 10 самолётов А-380.
- SAS и Finnair прекращают выполнение почти всех рейсов и отправляет 90% сотрудников в бессрочные отпуска.
- British Airways сокращает зарплату экипажам в апреле и мае на половину.
- Ryanair приземлил 80% своих самолётов, рассматривает вариант полной остановки полётов. Модель low-cost предполагает минимальное время на земле и минимизацию затрат, таким образом, ситуация угрожает жизни компании.
- Boeing и Embraer получают отмены заказов на новые самолеты.
- Airbus с 17 марта временно остановил работу своих заводов во Франции и Испании, мотивируя защитой работников заводов от вируса.
- В бизнес-авиации, после бурного всплеска заказов, последовавшего за отменой многих регулярных рейсов, наступил резкий спад. Во-первых, все кто хотел - вернулись. Во-вторых, для VIP-клиентов закрытие границ тоже актуально.
В России ситуация также удручающая. По сути, единственным "мостиком", соединяющим нас с остальным миром остался, как во времена СССР, старый добрый Шереметьево-2, на пару с Аэрофлотом. Сам терминал F сейчас напоминает сцены из страшных фильмов, где люди в защитных костюмах задерживают всех прилетевших для досмотра, и запросто можно уехать на пару недель в карантинное заключение.
Во всех остальных аэропортах - тишь, уныние и запустение. Международных рейсов нет, внтуренние - еле дышат. Ведь в подсознании людей теперь любой самолет и аэропорт - рассадник заразы и страшное место (хотя это, понятно, не так!). Люди снова боятся летать, только теперь по другой причине.
Есть и хорошие новости:
- Авиакомпании, борясь за выживание, дают сказочные цены на перелеты по России этим летом
- Аэрофлот продлил на год статусные карты просто так
- "Россия" полностью переходит в Шереметьево. А новый терминал В - просто сказка!
- Большинство авиакомпаний позволяют вернуть деньги за авиабилеты по невозвратным тарифам. Глядишь - и кормить начнут нормально!
- Большинство иностранных авиакомпаний предлагают обменять билеты на март-апрель на любые даты до конца года. А там - посмотрим.
- Правительства большинства стран выделяют огромные средства на спасение авиакомпаний.
- А это значит, что если коронавирус "отменят" до лета, то можно будет очень недорого полетать! Но это неточно.
Желаю всем здоровья и хорошего настоения! Так победим!