6 подписчиков

Обзор символов и имён в Люпене Третьем: Замок Калиостро

Присутствую спойлеры и элементы сюжета!

                                                           Lupin III: The Castle of Cagliostro
Lupin III: The Castle of Cagliostro

Более 40 лет назад на экраны вышла первая полнометражная режиссерская работа Хаяо Миядзаки Люпен III: Замок Калиостро. Аниме основано на манге Кадзухико Като (известного под псевдонимом Monkey Punch), которая, в свою очередь, является симбиозом детективных историй в антураже 50-60-х с примесью шпионской бондианы и откровенной эротики. Манга рисовалась для взрослой аудитории. Миядзаки был сорежиссером некоторых эпизодов первого аниме-сериала. Когда Хаяо принялся за производство картины, то от изначального Люпена не осталось ни сексизма, ни жесткости, ни жажды денег и женщин. Для Миядзаки было смело перекроить устоявшийся шаблон и представить миру нового вора-джентельмена.

Арсен Люпен

Люпен III— это внук и полный тезка французского литературного мастера-вора Арсена Люпена, авторства Мориса Леблана. Галантный и знаменитый преступник, способный перехитрить даже Шерлока Холмса. Именно леблановский Люпен стал прототипом экранного героя.

                       Книжный (слева на изображении) и мультипликационный Арсен Люпен
Книжный (слева на изображении) и мультипликационный Арсен Люпен

Долговязый, нескладный Люпен, с его мультяшным, по сравнению с другими персонажами, лицом, комичен. Это добавляет его движениям в аниме гибкости, и в некоторых моментах сказочности (например, когда Люпен пытается попасть в комнату к Клариссе: ему не удается поджечь ракету, и он перепрыгивает огромные расстояния с крыши на крышу до нужной башни).

Присутствую спойлеры и элементы сюжета! Более 40 лет назад на экраны вышла первая полнометражная режиссерская работа Хаяо Миядзаки Люпен III: Замок Калиостро.-3

Неутомимый многочисленными неудачами, Люпен- оптимист проявляет себя, как человека, устремленного к цели. Обнаружение фальшивок и последующее их выбрасывание из автомобиля, нисколько не расстраивает Люпена, наоборот олицетворяет легкость освобождения.

Неоднократные попытки спасти Клариссу, а затем отказ от нее, как от партнера, в силу её юного возраста, свидетельствуют, что Люпеном движет не только плотские желания, а нечто большее. Хотя герой очарован Клариссой, в попытке приобнять ее в конце фильма, он отступает. Для западного зрителя (а может не только западного) это нетипичное развитие отношений. Как это так, герой остается без «награды», в виде спасенной «принцессы»?

Присутствую спойлеры и элементы сюжета! Более 40 лет назад на экраны вышла первая полнометражная режиссерская работа Хаяо Миядзаки Люпен III: Замок Калиостро.-4

Не такой уж протагонист оказывается чёрным. Его характер глубоко прописан. За анимационной мордахой персонажа скрывается рост в течение фильма, чего никак не ждешь в самом начале.

Когда вместе с Клариссой Люпену открывается вид древнегреческого затопленного города. Люпен говорит: «Бесценное достояние <…>, жаль, но ко мне в карман оно не влезет». По этой кульминационной фразе можно понять, что перед нами «новый» Люпен. Разрушенный город принадлежит всему человечеству, как чистая красота в продажном мире.

                                                                                               Fiat 500
Fiat 500

R-33

Люпен и его напарник Дзигэн ездят на «Фиате» (такая машина была у коллеги Хаяо Ясуо Оцуко), в отличие от манги, где был «Мерседес». Вероятнее всего автомобильный номер тоже имеет какой-то символ. Но поиск информации при подготовке текста привел к итало-русскому разговорнику. Совпадение (не думаю) или нет, но под R-33 скрывается фраза: «marinare una ragazza», что означает «держать девушку взаперти (до замужества)». Так граф Калиостро держит юную Клариссу в высокой башне.

Ссылка: https://phraseologism_it_ru.academic.ru/18496/-R33

Граф Калиостро

                                                                    Count Alessandro di Cagliostro
Count Alessandro di Cagliostro

Главный антагонист носит фамилию известнейшего мистика, шарлатана и авантюриста Алессандро Калиостро, который родился в Италии в 18 веке. За свои полвека тот сумел объездить всю Европу, неоднократно побывать в Египте и на Мальте. Приобрёл громкую славу великого мага, алхимика и врачевателя. Граф Калиостро сумел проникнуть в высший свет и стать завсегдатаем самых аристократических домов государств европейского континента. Английские масоны признали в нём Великого Копта и даже помогли основать новое течение в виде так называемого Египетского масонства.

Граф, как и его прототип богат за счёт обмана. Подземелья замка скрывают печатные станки, на которых производят поддельные банкноты всех валют мира, такие «пустышки» ранее выбрасывал Люпен после ограбления.

Вертикали аниме

В картине можно обратить внимание на множество восходящих и нисходящих сцен. Езда на машине по вертикальному откосу в начале аниме. Стремительный бег Люпена вниз с крыши для преодоления гравитации. Прыжок Люпена вслед за Клариссой, когда ту с башни толкает граф. Эти сцены чередуются, как течение жизни, в которой за подъемом неизбежно следует спад кривой.

                                                                        Бой на шестеренках
Бой на шестеренках

Более очевидной аллегорией судьбы отражается в моменте погони внутри часовой башни. Вращающийся механизм напоминает колесо Фортуны, которое часто вращало всех живущих, суля взлеты и падения. От рока судьбы не спрятаться ни лорду, ни крестьянину.

Руины

                                                                    "Истинное богатство"
"Истинное богатство"

Разрушенный город, как символ тоскующей красоты. Момент носит квантовое состояние. Герои, в роли, осознанных наблюдателей, одновременно находятся в светлых воспоминаниях прошлого, и в будущем, которое могло бы быть, но которое никогда не наступит. Руины отражают скоротечность времени, и принцип неизбежного изменения. Это же подчеркивает часовая башня в кульминации фильма. Будто само время, тяжелейшая вещь в мире, раздавило главного антагониста— графа Калиостро.

Кольцо с Козерогом

В аниме главными реликвиями были перстни с изображением козерогов. Именно по этой причине Калиостро хотел насильно женить на себе свою кузину Клариссу. К своему уже имеющемуся перстню в золотой огранке, граф хотел добавить кольцо Клариссы и завладеть несметными богатствами.

Козерог удивительное животное, которого нет в природе. Изображение козерога объединяет в себе горного козла с крыльями и рыбьим хвостом, выходящего из раковины.

                                                                          Перстень с Козерогом
Перстень с Козерогом

Своим образом козерог объединяет в единую систему четыре стихии: Землю (раковина), Воду (рыбий хвост), Воздух (крылья) и Огонь (устремленная вверх голова с рогами).

С этим образом связано освобождение от груза ложных традиций, стремление к высшей цели, и достижение своей вершины.

Но само по себе освобождение от символической раковины еще не подразумевает достижение цели. Нужно постоянное устремление вверх и создание стройной, практической системы, основанной на истинных ценностях – единственном, что Козерог забирает из старой раковины.

Так в конце фильма происходит отбрасывание персонажами устаревших традиций и принятие новых, т.е. рост и переход на следующий уровень осознания.

Получилась сложная и глубокая картина, завернутая в обертку боевичка. В ней уже просматривается фирменный стиль мастера: детальные пейзажи, невероятные ракурсы камеры, хорошо прописанные герои.

#аниме #хаяо миядзаки #люпен #обзор фильма #символизм