Найти тему

Разговор о кризисе: часть 3

Антикризисное управление на предприятии

Как нам удалось выяснить, кризис – это объективное явление, которому подтверждены любые организации. Стоит отметить, что уникальность каждого предприятия в отдельности не обеспечивает защиту от фундаментальных законов развития системы. Законы, по которым живет любая система – универсальны. Вопрос стоит только во времени: когда конкретно предприятие столкнется с системными нарушениями.

Соответственно, если мы утверждаем, что законы развития системы универсальны, то можем заключить, что и принципы работы по предотвращению нарушений несут универсальный характер. Наука, в которой содержится инструментарий для борьбы или предотвращения кризисов называется антикризисным управлением.

Антикризисное управление в России – это способ устранения угрозы банкротства предприятия. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», обанкротившимся предприятие можно считать, если арбитражный суд РФ этот факт признал, а именно: вынес вердикт, в котором должник неспособен отвечать по своим обязательствам перед кредиторами или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей.

По мнению А.И. Кочетковой необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономической системы и рисками возникновения кризиса. Она выделяет две категории антикризисного управления:

  • категория, в которой кризис рассматривается как разрушительная функция;
  • и категория, в которой кризис рассматривается как переналадка старой системы на новую.

Принципиальные различия двух этих подходов заключается в том, что первая категория несет негативный характер и подразумевает резкое изменение системы и агрессивную риторику, в то время как вторая категория – это позитивная политика проведения изменений.

По мнению А.Н. Ряховской цели и задачи антикризисного управления можно свести к следующему:

  1. Прогнозирование кризиса и рациональная подготовка к его проявлению;
  2. Противодействие опасным факторам кризиса;
  3. Управление изменениями кризиса, а точнее его динамикой;
  4. Обеспечение функционирования предприятия во время кризиса;
  5. Получение выгод от кризиса, для дальнейшего развития предприятия.

Таким образом, антикризисное управление – это система управления, которая несет в себе комплексный характер и направлена на решение проблем предприятия, основываясь на всём спектре современного менеджмента.

Возвращаясь к этапам жизненного цикла предприятий, мы можем сказать, что социально-экономические системы находятся в нескольких состояниях при переходе из одного этапа в другой: стабильном; неустойчивом; кризисном.

Для каждого из этих состояний есть свой инструментарий антикризисного управления.

В первом (стабильном) состоянии антикризисное управление осуществляет функцию распознавания кризисов, то есть своевременной идентификации проблем. Данный этап еще называют антикризисный мониторинг.

Состояние неустойчивости – это фаза антикризисного регулирования. Данное состояние характерно как для систем, которые входят в кризис, так и для систем, которые из него выходят. Применяются меры по стабилизации ситуации и предотвращению усугубления кризиса.

В третьей стадии (кризисной) антикризисное управление является средством обеспечения жизнедеятельности системы.

Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что элементы антикризисного управления должны входить в систему управления предприятия изначально, то есть быть составной частью менеджмента.

Антикризисное управление на предприятии – это комбинированная работа по предотвращению, профилактике и преодоления негативных последствий кризиса. Неверно считать, что антикризисное управление это только поиск вариантов поведения в критической ситуации. В большей степени антикризисное управление – это активная управленческая деятельность, которая подразумевает обладание достаточно большим знанием функционала управления и высокой квалификации.

По мнению А.И. Кочетковой к инструментарию антикризисного управления можно отнести:

  • Реорганизацию и реструктуризацию предприятия;
  • Маркетинговую политику предприятия;
  • Кадровую политику предприятия;
  • Финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Основными требования реорганизации и реструктуризации является системность, то есть рассмотрение предприятия как единого целого. Невозможно обеспечить эффективность организации, если не сохраняется баланс между его подразделениями.

В работе «Теория ограничений» Э.М. Голдратт пишет, что скорость развития системы в целом, равняется скорости её самого слабого звена.

Таким образом, одной из задач антикризисного управления является выявление таких мест в системе предприятия, которые ее тормозят. При этом стоит отметить, что устранение одного неэффективного места в цепочке системы влечет за собой появления нового слабого места. Соответственно, задача менеджмента – это постоянная работа по выявлению «узких» мест в системе компании и их оптимизации.

Основополагающая роль антикризисного управления на предприятии – это финансовый аспект. По мнению Т. Н. Рогова, А. И. Кочетковой, А.Н. Ряховской диагностику предприятия стоит начинать с анализа и оценки финансового состояния.

Основная цель финансового анализа состоит в том, чтобы найти возможные направления улучшения эффективности работы предприятия, а также предотвратить его финансовую несостоятельность, проще говоря, банкротство.

Когда предприятие инициирует проведение финансового анализа, на первом этапе оно дает общую оценку ситуации. Общая оценка финансовой ситуации предприятия проводится на основе сравнительных данных: баланса предприятия и отчета о финансовых результатах. По результатам общей оценки необходимо:

  • определить динамику показателей баланса по разделам;
  • определить динамику валюты баланса;
  • определить динамику основных показателей отчета о прибылях и убытках, а именно: выручка и прибыль.

У эффективно работающего предприятия, как правило, соблюдаются следующие условия: темп роста выручки должен быть выше темпа роста баланса валюты, а темп роста прибыли выше, чем темп роста выручки.

На основе данного условия менеджмент компании определяет дальнейшее направление анализа и формирует стратегию по повышению эффективности деятельности организации.

Подводя итог, можно заключить, что роль антикризисного управления в деятельности предприятия является существенной. Кризисы – неотъемлемая часть экономической жизни предприятия. Более того, кризис необходим, так как разрушает малоэффективные системы и взращивает новые, более сильные. В этой ситуации антикризисное управление становится не средством борьбы, а средством смягчения последствий кризиса.

Роль антикризисного менеджмента – предупредить и/или подготовить предприятие к изменениям. Обеспечить организации возможность функционировать на рынке.

По мнению М.Л. Хазина во время кризиса предприятия ликвидируются с большей скоростью, чем рынок этого требует. Соответственно, чем дольше предприятие остается «на плаву», тем большую долю рынка оно приобретает. Таким образом, роль антикризисного управления сводится к тому, чтобы обеспечить функционирование предприятия, максимально минимизировав последствия от кризиса: чем дольше менеджмент компании будет эффективно исполнять данную задачу, тем выше вероятность выйти на новый уровень развития.