18 подписчиков

"Рабочий и колхозница" в Париже

Какой памятник лучше всего отражает стремления и веру советского народа в «светлое завтра»? Какая скульптурная композиция отвечает идеалам диктатуры пролетариата, но в то же время берет свое начало в древней Греции? И как этот загадочный монумент из нержавеющей стали, родившись в Москве, посетил Париж, а затем вернулся обратно на родину? А вот сейчас узнаем.

Речь, разумеется, о таком титане социалистического реализма, как памятник под названием «Рабочий и колхозница». Его авторы – невероятно талантливый дуэт скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана. Именно они в 1937 году представили свою работу на суд советского народа и всего мира. Но как же рождался один из самых известных памятников России?

Какой памятник лучше всего отражает стремления и веру советского народа в «светлое завтра»?

Для Всемирной выставки в 1937 году в Париже нужна была конкурсная работа, для чего в СССР провели предварительный конкурс. В случае выставки в Париже произведение скульптора – это не просто работа для конкурса, а лицо страны, ее престиж и средство пропаганды, а потому к отбору подошли очень придирчиво. Вначале на всесоюзном конкурсе отобрали проект. Совсем не удивляет, что победил Борис Иофан, ведь его идея о колхознице и рабочем, держащих в руках символы страны – серп и молот – это квинтэссенция советской идеологии.

Тираноборцы
Тираноборцы

Затем второй этап, где выбирали пластическое решение, а проще говоря, позу скульптуры. И тут-то Вера Мухина показала неразрывную связь всего мирового искусства. И не страшны века. За основу образа рабочего была взята античная статуя «Тираноборцы», на которой двое мужчин гордо вздымали к небу мечи, попирая тиранию. Для образа же колхозницы использовалась статуя «Ника Самофракийская». Надо ли говорить, что и Тираноборцы, и богиня победы Ника – это весьма яркие символы революции? Правда, не обошлось без поправок, внесенных комиссией, которая посчитала, что у нас тут не Греция и неплохо бы скульптуры одеть, да и молот держать нужно в правой руке.

Ника Самофракийская
Ника Самофракийская

Сталь в характере жителей Советского Союза лучше всего выражала сталь хромоникелевая и нержавеющая. Был применен специальный метод сварки, который позволил избежать ненужных заклепок, что скульптуре пошло весьма на пользу. Немало трудов заняла сборка фигуры. Символично, что над созданием фигуры, посвященной рабочему классу, рабочий класс трудился в три смены. Собранную фигуру проинспектировал Иосиф Сталин, а затем рабочие приступили к ее разбору и подготовке к дальнейшей транспортировке на выставку в Париже.

Какой памятник лучше всего отражает стремления и веру советского народа в «светлое завтра»?-4

«Величайшее произведение ХХ века», «воплощение идеи освобождённого труда», «поразительное, современное творение, динамичное воплощение будущего», – Париж рукоплескал. 25 мая 1937 года на открытии выставки скульптура ожидаемо произвела фурор и была обласкана критикой. Затем скульптура была разобрана и возвращена в Москву, где радует глаз и поныне.

Вот так один советский памятник, имеющий древнегреческие корни, родился в Москве, обрел славу в Париже и теперь гордо возвышается в Москве.

Понравилась статья? - отблагодарите автора подпиской и лайком!

Больше интересных статей

Какой памятник лучше всего отражает стремления и веру советского народа в «светлое завтра»?-5
Какой памятник лучше всего отражает стремления и веру советского народа в «светлое завтра»?-6
Какой памятник лучше всего отражает стремления и веру советского народа в «светлое завтра»?-7