В каждой стране есть своя история о принцессе, во сне ожидающей появления своего возлюбленного. Все эти сказки сложились на основе старинных преданий и несут в себе следы времени. Но вот полезно ли читать их детям, и какой смысл мы вынесем из них?
Самые известные сюжеты:
· «Спящая красавица» Шарля Перро
· «Шиповничек» Братьев Гримм
· «Спящая царевна» В. Жуковского
· «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Ш. Перро написал сказку о спящей красавице на основе довольно жестокого произведения Джамбаттиста Базиле. Оно содержало в себе и кровавые сцены и даже намёк на каннибализм. Но времена изменились. И перед нами история не страшная, а романтичная: принцесса ждёт во сне своего возлюбленного, принц не завладевает несчастной во время сна, а храбро идёт на встречу судьбе, не страшась, кустов терновника, сомкнувшихся за его спиной, и множества спящих мёртвым сном людей.
В истории, рассказанной Ш. Перро, очень много описаний и отступлений, свойственных эпохе романтизма, и важных для требований королевского двора. Например, замечание, что платье принцессы сшито не по моде, или капризный тон красавицы «Как долго я ждала вас принц»…
Только это может помешать прочитать эту сказку в оригинале детям-непоседам. Малышам с хорошо развитым воображением история, безусловно, понравится и очень обогатит словарный запас.
Интересен вывод автора в конце сказки:
«Немножко обождать, чтоб подвернулся муж,
Красавец и богач к тому ж,
Вполне возможно и понятно.
Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать
Для дам настолько неприятно,
Что ни одна не сможет спать…».
Остроумно, но не романтично. Правда?
Рассказ Братьев Гримм отличается предысторией. В ней говорится о жабе, которая предсказала королеве рождение прекрасной дочери. Кроме того, в этой сказке все придворные и слуги засыпают вместе со своей госпожой.
Это самая динамичная история о спящей красавице. Захватывающий, интересный сюжет (как и во всех сказках Б. Гримм) понравится и мальчикам и девочкам.
Творения В.А. Жуковского и А.С. Пушкина были написаны как результат соревнования между поэтами: «Пишем сказки в народном стиле».
Стихи и удивительный, красивый язык легко погружают в атмосферу народного быта в произведении А.С. Пушкина. Но всё же его сказка более взрослая, более фольклорная, чем творение Жуковского.
«Спящая царевна» входит в программу литературы за 3 класс.
Но я бы рекомендовала её для прочтения даже дошкольникам.
Все герои очень близки к жизни:
· царь Матвей – смешной и недальновидный человек;
· старуха ведьма – обиженная на весь мир и на легкомысленного отца царевны;
· обворожительная и любопытная красавица (описание её внешности здесь самое подробное, что очень нравится девочкам)
Несмотря на схожесть историй о спящей красавице, каждая из них уникальна. Герои отличаются характерами, поступками, и увидеть это отличие очень полезно для ребёнка. Прочитав все произведения, предложите малышу подумать. Спросите: какую он увидел разницу и чем, по его мнению, она вызвана?
Попробуйте включить отрывок из чудесного балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Тот, где передана главная суть истории. Пусть ребёнок убедится, что игра актёров и музыка тоже способны добавить ярких красок образам, описанным в сказке.
Рассуждения помогут ребёнку понять не только других людей, но и самого себя и свои чувства. Именно это называется эмоциональным интеллектом и способностью к эмпатии, которая так нужна человеку во взрослой жизни.
Читайте все сказки о спящей красавице, напоследок, посмотрите Диснеевский мультфильм и делитесь впечатлениями о красивой, романтичной истории.