В Индии есть 4 туристических узкоколейки, преимущественно в горных районах. И туева куча нетуристических узкоколеек по всей территории страны. Их, как и везде по всему миру, с каждым годом становится сильно меньше. Государственная программа Unigauge по перешивке всех линий на стандартную индийскую колею, идёт полным ходом, и большую часть узкоколейного наследия уже благополучно переварила.
Тем не менее, остались ещё заповедные местечки, где голубой вагон бежит качается, а тепловозик пыхтит и набирает ход. Ветка Нагпур - Нагбир длиной 110 км, поезд по колее 760 мм проходит её за 4,5 часа.
Здесь вы не встретите умопомрачительных пейзажей, от которых захватывает дух. Поэтому здесь не бывает туристов, а белый человек вообще в диковинку.
Всё очарование этой линии в простоте и естественности. Так живут в заурядной индийской провинции - простые люди, простые пассажиры. Работают в поле, разводят коров, коз и свиней, таскают тяжёлые мешки.
Поэтому линия обречена. Конечно, её не закроют, из неё сделают обычную линию стандартной колеи. И это, разумеется, в 1000 раз лучше чем то, как решают узкоколейные вопросы у нас. Но некоторое очарование, конечно же, уйдёт.
Узнать о работе поезда оказалось возможным только вручную. В интернете информация противоречивая. На главном вокзале города Нагпур ленивая дежурная, потыркав табло компьютера, заявила, что никаких поездов давно в Нагбир нет, и чтобы я ехал на автобусе.
Но осмотр соседней станции Итвари показал, что поезда, всё же, ходят, причём 4 раза в день. Именно от этой станции Итвари отправление. Впрочем, в Индии всё так.
Нагпур - крупный город, и даже удивительно, что в нём такая линия сохранилась. На выезде она проходит по трущобам с собаками и козами.
По пути на линии где-то 6-7 из станций. Виды тут сельские, умиротворённые. Одни пассажиры заходят, другие сходят. Всегда полно встречающих-провожающих.
На некоторых из них есть небольшие магазинчики, можно всякую снедь купить.
Природные виды тут, конечно, не как в Гималаях. Но обычная такая равнинная Индия, имеющая своё очарование.
На одной из них происходит скрещение с встречным пассажирским поездом. Движение тут интенсивное.
А какие колоритные пассажиры...
На станции Umred. Вся эта толпа ждёт встречного поезда.
Сам поезд. Куда ж без отхожего места.
На окнах стёкол нет. Только решётки. Как и на обычных индийских поездах упрощённого типа.
И начальная и конечная станция примыкают к ширококолейным станциям. Это станция Нагбир, здесь проходит второстепенная ширококолейная ветка.
Интересно, что тут используются металлические шпалы.
Если Нагпур - крупный мегаполис, где недавно открылось метро, то Нагбир - это крошечный городок. Виды тут сельские, пасторальные.
На линии до сих пор используются семафоры.
Вот такая линия. Но сейчас стал читать, похоже - уже всё... Её больше нет..
Так что будут теперь эти кадры историей.