Автомобиль Даймлера - первый после Бенца...
Готлиб Вильгельм Даймлер (1834-1900) - немецкий инженер, конструктор, промышленник.
Все мы знаем, что первым бензиновым автомобилем в истории считается экземпляр, собранный инженером Карлом Бенцем в 1885 году - моторизованная повозка с тремя колёсами, ручкой управления и небольшим бензиновым двигателем расположенном над задней осью коляски. Инженер Бенц внёс неоценимый вклад в автомобилестроение, его патентам и изобретениям обязаны все последующие конструкторы, проектировавшие автомобили, двигатели и прочие движущиеся устройства.
Однако, в истории автомобилестроения не всё так просто. Свой самодвижущийся экипаж (Benz Patent-Motorwagen) Карл Бенц запатентовал в 1886 году, в основу его конструкции легла рама и колёса, изготовленные на велосипедной фабрике, и самое примечательное управление первоавтомобилем осуществлялось также по велосипедному принципу, через одно передние колесо и рулевой ручки. С точки зрения двигателя, приводящего экипаж в движение, прототип Бенца - первый автомобиль с бензиновым двигателем, вышедший на потребительский рынок. Если подходить к автомобилю Бенца со стороны компоновки и учитывать его велосипедное происхождение, то это скорее трицикл, что несомненно роднит его с мотоциклами. Несмотря на это в истории Карл Бенц навсегда останется отцом автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, и это звание он заслужил по праву.
Однако говоря об автомобиле, мы всё таки представляем себе конструкцию из четырёх колёс соединённых рамой, то есть конструкцию похожую на карету. Именно такую конструкцию предложил публике не менее знаменитый инженер XIX века - Готлиб Даймлер, и надо сказать сделал он это в одно время с Карлом Бенцем.
Пока Бенц конструировал свой "трицикл", Готлиб Даймлер вместе с Вильгельмом Майбахом вписали своё имя в историю, как создатели первого мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания, запатентовав в 1885 году свой Daimler Reitwagen. Даймлер и Майбах были инженерами двигателей, поэтому их главной целью было улучшение конструкции именно этого элемента будущих автомобилей, конструкции самой несущей рамы они уделяли меньше внимания. Так в 1886 году, после установки очередного двигателя на карету версии «Americaine», на свет родился первый в истории прототип четырёхколёсного автомобиля - Daimler Motorkutsche. Конструкция прототипа ничем не отличалась от карет такого времени за исключением движущего элемента, соединённого с ведущей осью ременной передачей. Для Готбила и Вильгельма этот экипаж не был чем-то фундаментальным, это была лишь очередная демонстрация возможностей бензинового двигателя, очередной шаг на пути к совершенству.
Другое дело - Daimler Stahlradwagen, полноценный двухместный автомобиль представленный на всемирной выставке в Париже в 1889 году. "Автомобиль Даймлера со стальными колёсами" - может по праву носить звание предка современного автомобиля. Его конструкция представляла собой экипаж, оснащённый четырьмя колёсами, впервые в истории, V-образным двигателем с двумя цилиндрами и трансмиссией из зубчатых шестерён. (На уникальный силовой Вильгельм Майбах получил патент 9 июня 1889 года). Отдельно необходимо упомянуть про дополнительную трубчатую раму через которую циркулировала охлаждающая жидкость, служившая радиатором двигателю.
Историческую оценку этому событию автомобилестроения сложно оценить. Daimler Stahlradwagen - это то, с чего начались европейские и американские автомобили, это первый V-2, если вы понимаете о чём я. Можно даже сказать, что это первый спортивный автомобиль, учитывая, что мест в нём было два, а создали его лучшие инженеры двигателей в истории. Чтобы ещё раз подчеркнуть важность и эпохальность рождения этого автомобиля можно привезти один популярный факт: после парижской выставки велосипедный промышленник Арман Пежо, наладив отношения с Даймлером, перестал выпускать велосипеды и паровые машины. С использованием разработок немецкого инженера, братья Пежо заложили основу французского автомобилестроения, а сам бренд Peugeot к 1913 году стал крупнейшим производителем автомобилей во Франции.
Вот так вот история расставила свои приоритеты. Карл Бенц и его первый автомобиль-трицикл стали олицетворением начала эпохи автомобилей с бензиновым двигателем. А Даймлер Готлиб - инженер-конструктор и отец этих бензиновых двигателей, мотоцикла и первого четырёхколёсного автомобиля (Daimler Stahlradwagen) скромно дал своё имя крупнейшему мировому автогиганту - Daimler AG, и редко упоминается общественностью отдельно от истории марки Mercedes-Benz.
Главный редактор интернет-газеты «Приваловские ведомости»,
Даниил Семенов