Сейчас в связи с распространением коронавирусной (COVID-19) инфекции в мире резко возрос интерес к эпидемиологии. И как это зачастую бывает в подобных ситуациях, все направо и налево используют эпидемиологические термины, иногда правильно, а иногда не очень.
Если говорить о передаче возбудителя инфекционного заболевания от одного организма (источник инфекции) к другому (восприимчивый организм), то очень часто путают между собой два понятия: механизм передачи и пути передачи. Кроме того, есть такой термин как факторы передачи. И здесь иногда их путают с источником инфекции.
Теперь по порядку.
Механизм передачи
В 30-е годы 20-го века советский ученый Лев Васильевич Громашевский (долгое время жил и работал в Киеве) создал теорию/учение о механизме передачи инфекции.
Он и ввел обозначения этих терминов, которые с тех пор почти не изменились. Другие варианты, которые давались до него, широкое распространение не получили.
Механизм передачи - это эволюционно сложившийся способ перемещения паразита (возбудителя инфекционного заболевания) от одного организма хозяина в другой. Таким образом паразит обеспечивает свое существование как вида.
Типы механизмов передачи
Традиционно в соответствии с теорией/учением Л.В. Громашевского выделяют 4 механизма передачи:
- Контактный (прямой контакт и непрямой через что-то). Так распространяются венерические заболевания, вирусные гепатиты и ВИЧ.
- Воздушно-капельный или аэрогенный (еще встречаются названия аспирационный и аэрозольный). Это все ОРВИ, в том числе грипп и коронавирус COVID-19.
- Фекально-оральный. Кишечные инфекции.
- Трансмиссивный. С помощью переносчиков - членистоногих типа вшей, блох, комаров и так далее. Это малярия, вирусный клещевой энцефалит, эпидемический сыпной тиф.
Дополнительно выделяют вертикальный механизм, то есть от матери плоду.
Пути и факторы передачи
Каждый механизм передачи имеет несколько путей передачи. Пути передачи это конкретные элементы внешней среды, с помощью которых паразит (возбудитель) передается от источника инфекции к восприимчивому организму. Эти элементы среды и есть факторы передачи.
Например, при воздушно-капельном механизме передачи есть воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути передачи. То есть через капельки аэрозоля в воздухе и пыль, на которую эти капельки оседают. При фекально-оральном механизме передачи традиционно рассматривают водный, пищевой и контатно-бытовой пути передачи. То есть через воду, пищу и предметы обихода/немытые руки. (Названия путей передачи происходят от последнего фактора передачи в цепочке!) При трансмиссивном механизме есть трансмиссивный путь. При контактном отдельно выделяют естественные пути передачи (половой) и искусственные (при медицинских и косметологических манипуляциях). Здесь я указал только основные классические пути.
Источник инфекции
Обычные люди и даже некоторые врачи часто путают понятия факторы передачи и источник инфекции. Например, могут воду или пищу назвать источником инфекции.
Источник инфекции это естественная среда обитания паразита, где он размножается.
Чаще всего это организм человека или животного. Тогда говорят об антропонозах и зоонозах. При этих инфекциях микробы только лишь пытаются выжить в объектах внешней среды. Им там нечего есть, и они не могут там размножаться. Для этого им нужен живой организм, причем чаще всего определенного вида.
Да, бывают случаи, когда условно элементы внешней среды могут быть источником инфекции, если следовать вышеприведенному определению. Например, в почве могут жить и размножаться некоторые бактерии-сапрофиты. Или в водопроводных трубах (синегнойная палочка) и системах вентиляции (легионелла). Тогда говорят о сапронозах.
Однако, по некоторым данным микроорганизмы все равно для своего размножения во внешней среде нуждаются в других живых организмах. Например, в микроскопических водорослях. И тогда источником инфекции надо по идее считать их. Они как бы тоже заражаются и болеют.