Впервые слово "компетенция" я услышала из уст одной мамочки лет 5 назад.
Она готовилась не отдавать ребенка в школу и лихо бросалась словами "навыки" и "компетенция" в связке с Димой Зицером.
-Мне не нужны знания. Мне нужны навыки и компетенции.
Ее руки были сложены на груди, подбородок воинственно приподнят, а в тихом голосе читалась твердая решимость уберечь ребенка от знаний.
Я тогда посмотрела на нее с уважением Эллочки-Людоедки: в моем словаре не было ни компетенции, ни Димы Зицера, а ФГОС я не читала.
Я притворилась понимающей суть вопроса, согласно покивала головой и пообещала себе дома залезть в словарь и узнать, чем знания отличаются от навыков и компетенций.
Да забыла за ненадобностью, как и про Диму Зицера.
Теперь, когда, как мне самонадеянно кажется, я взяла на себя миссию вести просветительские беседы в соцсетях, вспомнила про компетенции.
Я до сих пор не могу точно вам сказать, что это такое, ибо не понимаю.
Фиговый из меня просветитель😂
Со знанием в образовании все более-менее понятно.
Научно-фундаментальный подход предполагал содержание, то есть необходимый объем знаний,
которым должен обладать ученик.
Подход включал в себя соответствующие предметы,
дисциплины,
литературу, по которой учится ребенок, а педагог учит.
ВключаЛ, суффикс "Л" -прошедшее время.
Сейчас "главным результатом образовательного процесса является получение компетенции».
Мутно?
Мутно и смутно, поэтому сей тихий омут можно наполнять, чем хочется, а, главное, тем, что на потребу глобальному рыночным запросам.
Впервые слово "компетенция" появилось в США в 70-х годах прошлого столетия и использовалось в сфере бизнеса в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.
Изначально компетенции противопоставлялись профессиональным знаниям и умениям, то есть рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности.
Следовательно, возник вопрос: а можно ли научить компетенциям?
Оказывается, можно, если это кому-то нужно.
Первый документ, где было введено понятие "компетенции" вместо "знания", был разработан в Европе и был подготовлен Круглым столом промышленников мирового масштаба в 1989 году.
Доклад носил название «Образование и компетенция в Европе».
Уже в этом докладе говорилось, что «образование и подготовка рассматриваются как насущные стратегические инвестиции ради будущего успеха предприятия»,
а «преподаватели недостаточно разбираются в деловой экономической активности и в понятии прибыли, поэтому надо будет придать большую значимость дистанционному обучению».
Позже появились соцсети,
а в соцсетях замелькали словосочетания "школа не готовит к жизни","школа живет в прошлом" и "нам не нужны знания, оторванные от действительности".
Все это широко и обильно пиарилось, народ повторяет эти мантры до сих пор,
меж тем в ФГОС вводится понятие "компетенция" вместо знания,
"образовательные услуги" вместо "образования".
В итоге, мы получили:
- Понятие иностранного происхождения, не имеющего однозначного толкования. Его часто путают со словом "компетентность".
- Научно-фундаментальный подход с нравственной и воспитательной составляющей убран из системы образования. О мировоззренческих принципах говорить не приходится
- Дети пичкаются фрагментарными представлениями о мире и узкопрофильными знаниями, дающими ему возможность ориентироваться только в своей профессии, не более.
- Готовятся люди, умеющие мимикрировать и подстраиваться под меняющуюся коньюнктуру, умеющие работать в атмосфере нестабильности и постоянно меняющихся задач. Интересно, зачем вводить искусственно созданные условия в стране, где 99 процентов населения выживает при помощи смекалки? Воистину: что русскому хорошо, то сытому американцу смерть.
- Результат образования при компетентностном подходе выражается в удовлетворении запроса отдельной личности (например, уровень заданий и предметов по выбору) и запросов общества (рынка).
Таким образом, в процесс образования введены рыночные понятия и законы,
а ребенок, ученик, превращается в товар, в дальнейшем востребованный узком секторе экономике.
А что же мальчик, которого мама оберегала от знаний?
Не знаю. Давно его не видела.
Помню, он передвигался, уткнувшись на ходу в стрелялки. Видимо, прокачивал какую-то важную компетенцию.