Найти в Дзене
Маша Гончарова

Что такое "компетенции"

Впервые слово "компетенция" я услышала из уст одной мамочки лет 5 назад.

Она готовилась не отдавать ребенка в школу и лихо бросалась словами "навыки" и "компетенция" в связке с Димой Зицером.

-Мне не нужны знания. Мне нужны навыки и компетенции.

Ее руки были сложены на груди, подбородок воинственно приподнят, а в тихом голосе читалась твердая решимость уберечь ребенка от знаний.

"Ни за что!", говорил ее облик
"Ни за что!", говорил ее облик

Я тогда посмотрела на нее с уважением Эллочки-Людоедки: в моем словаре не было ни компетенции, ни Димы Зицера, а ФГОС я не читала.

Когда впервые увидел ФГОС и слово "компетенция"
Когда впервые увидел ФГОС и слово "компетенция"

Я притворилась понимающей суть вопроса, согласно покивала головой и пообещала себе дома залезть в словарь и узнать, чем знания отличаются от навыков и компетенций.

Да забыла за ненадобностью, как и про Диму Зицера.

Теперь, когда, как мне самонадеянно кажется, я взяла на себя миссию вести просветительские беседы в соцсетях, вспомнила про компетенции.

Я до сих пор не могу точно вам сказать, что это такое, ибо не понимаю.

Фиговый из меня просветитель😂

Со знанием в образовании все более-менее понятно.

Научно-фундаментальный подход предполагал  содержание, то есть необходимый объем знаний,

которым должен обладать ученик.

Подход включал в себя соответствующие предметы,

дисциплины,

литературу, по которой учится ребенок, а педагог учит.

ВключаЛ, суффикс "Л" -прошедшее время.

Сейчас "главным результатом образовательного процесса является получение компетенции».

Мутно?

Мутно и смутно, поэтому сей тихий омут можно наполнять, чем хочется, а, главное, тем, что на потребу глобальному рыночным запросам.

"Бычки! Бычки!". Интересно, какой компетенцией обладала торговка на Одесском привозе?
"Бычки! Бычки!". Интересно, какой компетенцией обладала торговка на Одесском привозе?

Впервые слово  "компетенция" появилось в США в 70-х годах прошлого столетия и использовалось в сфере бизнеса в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.

Изначально компетенции противопоставлялись профессиональным знаниям и умениям, то есть рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности.

Следовательно, возник вопрос: а можно ли научить компетенциям?

Оказывается, можно, если это кому-то нужно.

Первый документ, где было введено понятие "компетенции" вместо "знания", был разработан в Европе и был подготовлен Круглым столом промышленников мирового масштаба в 1989 году.

Доклад носил название  «Образование и компетенция в Европе».

Уже в этом докладе говорилось, что «образование и подготовка рассматриваются как насущные стратегические инвестиции ради будущего успеха предприятия»,

а «преподаватели недостаточно разбираются в деловой экономической активности и в понятии прибыли, поэтому надо будет придать большую значимость дистанционному обучению».

Позже появились соцсети,

а в соцсетях замелькали словосочетания "школа не готовит к жизни","школа живет в прошлом" и "нам не нужны знания, оторванные от действительности".

Все это широко и обильно пиарилось, народ повторяет эти мантры до сих пор,

меж тем в ФГОС вводится понятие "компетенция" вместо знания,

"образовательные услуги" вместо "образования".

Фима Собак и Эллочка Людоедка читают ФГОС
Фима Собак и Эллочка Людоедка читают ФГОС

В итоге, мы получили:

  • Понятие иностранного происхождения, не имеющего однозначного толкования. Его часто путают со словом "компетентность".

  • Научно-фундаментальный подход с нравственной и воспитательной составляющей  убран из системы образования. О мировоззренческих принципах говорить не приходится

  • Дети пичкаются фрагментарными представлениями о мире и узкопрофильными знаниями, дающими ему возможность ориентироваться только в своей профессии, не более.

  • Готовятся люди, умеющие мимикрировать и подстраиваться под меняющуюся коньюнктуру, умеющие работать в атмосфере нестабильности и постоянно меняющихся задач. Интересно, зачем вводить искусственно созданные условия в стране, где 99 процентов населения выживает при помощи смекалки? Воистину: что русскому хорошо, то сытому американцу смерть.

  • Результат образования при компетентностном подходе выражается в удовлетворении запроса отдельной личности (например, уровень заданий и предметов по выбору) и запросов общества (рынка).

Таким образом, в процесс образования введены рыночные понятия и законы,

а ребенок, ученик, превращается в товар, в дальнейшем востребованный узком  секторе экономике.

А что же мальчик, которого мама оберегала от знаний?

Не знаю. Давно его не видела.

Помню, он передвигался, уткнувшись на ходу в стрелялки. Видимо, прокачивал какую-то важную компетенцию.