74,2K подписчиков

Сад Юрского периода, или победитель Цветочного шоу в Челси - 2016

2,2K прочитали

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого. Вероятно, именно сочетание силы эмоционального воздействия и неожиданных решений и выделило эту работу среди не менее достойных на Цветочном Шоу в Челси – 2016. У большинства зрителей сад-победитель вызвал шок и трепет; меньшинство восхищалось выверенностью линий и объемов и лаконичностью выразительных средств.

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.

В одном из интервью перед выставкой Энди Стерджен (Andy Sturgeon) предположил, что монументальность и легкий хаос его шоу-сада, а также тот факт, что посетители выставки вряд ли смогут "примерить" его дизайн к своему собственному саду, могут вызвать разные оценки. И справедливо заметил, что сады на Челси в первую очередь призваны заставлять задуматься. Он хотел представить эффектное и неожиданое произведение, которое уже давно зародилось в его воображении - удивительную мозаику из детских воспоминаний, впечатлений от путешествий по всему миру, размышлений о глобальных процессах. И пазл сложился. Работа на Челси получилась ошеломляющей.

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.-2

Бескомпромиссно брутальный дизайн этого сада был задуман как отражение геологических процессов, которые миллионы лет создавали поверхность Земли. В скульптурных бронзированных плитах из стали, абстрагировавшись, можно было считать и изломанный профиль горной цепи, прямо как в одном из своих путешествий, и костяные пластины на хребте стегозавра, - того самого, из детской экскурсии в Палеонологический музей. Или что-то другое. Богатство и необычность этого сада состояли в том, что каждый глядел в него, как в зеркало, и видел отражение своего жизненного опыта.

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.-3

Итак, 17 плит разной формы и высоты были расположены группами под небольшим углом друг к другу (и количество, и взаимное расположение пластин Энди Стерджен позаимствовал у стегозавров). Из-за очевидной разницы в освещенности казалось, что окраска поверхности плит различается, да еще и меняется в течение дня и в зависимости от погоды. Роль этих плит в саду удивительна и шедевральна своей кажущейся противоречивостью. Как можно очертить рамки отдельных садовых сюжетов и при этом оставить сад единым неделимым? Как можно расширить границы сада и вырваться за его пределы, оставаясь внутри него? Как можно быть одновременно и эффектным акцентом, и красивым фоном? Как сделать ограду, которая внушает чувство защищенности, но не давит и не закрывает пространство целиком? Ответы на эти все эти вопросы дают форма и расположение плит.

Хотя с торца сад был отчасти прикрыт парой "костяных" плит и шинусом мягким (Schinus molle) с отслаивающейся, как у клена серого, корой и плакучими ветвями, Энди Стерджен оставил его полностью открытым с более протяженной стороны.

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.-5

Он не стал дробить свой сад на закрытые пространства – наоборот, включил его в окружающий ландшафт (а на Челси это очень сложная задача!), и сделал так, чтобы охватив картину одним взглядом, наблюдатель был ошеломлен ее эпическим масштабом, выходящим за границы территории шоу-сада. Как и в садах "новой волны", у него не было видовых точек. То есть, они были везде, в каждой точке пространства - откуда ни фотографируй, всегда получишь отличную картинку. Это очень важная характеристика, а точнее, уже неотъемлемый признак современного дизайна.

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.-6

И россыпь шершавых камней с отпечатками давно вымерших моллюсков, и ровные гладкие плиты угловатых, как и стальные плиты, мостиков-дорожек и островов-площадок были из одного материала - светлого юрского известняка. Из-за всей этой нарочитой угловатости жесткие элементы дизайна этого сада хотелось назвать очень жесткими. Но не чересчур - они были прекрасно сбалансированы. Поток вод, мелкий горный ручей, бегущий через каменное ложе сада, должен был еще более усилить сходство с калифорнийскими и чилийскими горными ландшафтами.

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.-7

Энди Стерджен использовал засухоустойчивые растения из разных регионов субтропического пояса. Некоторые из этих растений англичане увидели на Челси впервые. И уж точно - впервые вместе, - в природе они далеко не соседи, хотя и растут в схожих условиях. Большая их часть – из Южной Африки; есть представители Калифорнии и Южной Америки, Хорватии и Италии, Канарских островов.

Многие - с «пыльно»-зелеными или сизыми листьями и соцветиями теплой палитры в форме метелок, ромашек и зонтиков. Да, про листву - в первую очередь, ведь ее было гораздо больше, чем цветов, и пятьдесят оттенков серо-зеленого здесь были важнее, чем оранжевые всполохи наперстянки канарской (которую, конечно, тоже преступление не упомянуть).

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.-9

И, возвращаясь к началу. Мальчики - они такие мальчики, даже если они уже стали взрослыми дяденьками... Детский восторг и трепет от встречи с музейным стегозавром никуда не денется и через сорок лет; восхищение первобытной силой и красотой природы останется памятью об опасных путешествиях; и всё это откуда ни возьмись - в глазах собственных сыновей.

Энди Стерджену удалось создать сад, не оставивший равнодушным никого.-10

Подписаться на канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзене.

Анонсы канала в мессенджере Telegram, страницы автора в фейсбуке и вконтакте, блог в ЖЖ.