Найти тему
Век Истории

Какими были первые русские танки.

"Бронеход" В.Д. Менделеева
"Бронеход" В.Д. Менделеева

В 1878 году, уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов запатентовал своё изобретение, под названием «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам», проще говоря "Гусеницы". Эта поистине гениальная деталь является основой для танков и по сегодняшний день. Также это изобретение позволяет России быть одним из первенцев мирового танкостроения.

Но на одних гусеницах на войну ведь не поедешь? Так, на ряду с другими мировыми державами и в нашей стране стали потихоньку просачиваться чертежи и идеи танков собственного производства. Стоит отметить, что танки самого начала 20го века были внешне крайне далеки от тех боевых машин, что мы видим сегодня. Но сама концепция и назначения танка практически не поменялись.

Первые русские танки

-2

Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.это был английский танк с именем собственным - "Марк-1"

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

компоновка экипажа и модулей  танка Менделеева.
компоновка экипажа и модулей танка Менделеева.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя. Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.

Разумеется танк Менделеева ввиду своей "монструозности" не пошёл в серийное производство, хотя его появление могло оказать существенное влияние на расстановку сил в Первой Мировой войне. Но именно на таких проектах руководство что называется "набило руку" и постепенно составляло необходимые требования и задачи под принципиально новый класс боевой техники.

русский танк  "вездеход" Пороховщикова.
русский танк "вездеход" Пороховщикова.

В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А. А. Пороховщикова.


После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его испытания. Этот день — 18 мая 1915 года — и следует считать днем рождения танка.

-5

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.

"Царь-танк".
"Царь-танк".

Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи, – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

-7

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».

После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

Брошенный на полигоне Царь-танк
Брошенный на полигоне Царь-танк

Потерпев неудачи в области танков наши конструкторы решили предложить армии что-нибудь попроще, без излишков и прочего, проекты бронеавтомобилей.

-9

Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.

-10

Именно так, в наш стране и воплощалось танкостроение в начале 20го века, потерпев довольно крупные неудачи в крупных амбициозных проектах, военные так и не получили ту самую идеальную машину подходившую под задачи среднего или даже тяжёлого танка.

С приходом советской власти конструкторы решили заимствовать азы проектирования у своих западных коллег, и основываясь на опыт французского танка Reno FT-17, был создан первый советский танк "МС-1", но это уже другая история.

МС-1 "Т-18" Один из первых танков советского производства.
МС-1 "Т-18" Один из первых танков советского производства.