В первом материале шла речь о комедийных и драматических советских фильмах периода перестройки. Во втором - о детективах, фантастике и приключениях. Пришла очередь краткого обзора оставшихся киножанров.
Мистическая фантасмагория
Именно к этой категории можно отнести многозначный фильм "Город Зеро" (1988) Карена Шахназарова с абсолютно абсурдным, на первый взгляд, сюжетом, и "Лестницу" (1989) с Олегом Меньшиковым.
В "Городе Зеро" простой советский инженер Варакин (Л. Филатов) едет в командировку и попадает в дикие, непонятные ситуации. И в эти ситуации режиссёр вкладывает то ли зловещий, то ли символический смысл.
— Этот торт наш повар приготовил специально для Вас. Вы ему очень понравились. Вон он из кухни выглядывает. Ну, бывает так: просто понравился человек человеку, возникла, так сказать, симпатия…
— Вы никогда не уедете из нашего города.
В фильме "Лестница" некий Владимир (О. Меньшиков) ночует в квартире у случайной знакомой. Собираясь утром уходить, он безуспешно пытается спуститься по лестнице, которая по таинственным причинам никак не заканчивается.
В символике сюжета можно увидеть своеобразный "день сурка" - постоянное возвращение, круговорот повторений, причина которого - нежелание и неготовность героя меняться внутренне.
Чернушные фильмы
Вопросы деятельности неформальных молодёжных группировок и проблема воспитания агрессивных подростков звучат рефреном в таких жёстких фильмах, как "Меня зовут Арлекино" (1988) и "Авария - дочь мента" (1989).
Атмосфера безнадеги, связанной с алкоголизмом, пессимизмом и моральной деградацией главных героев, тщательно воссоздается в фильме "Собачий пир" (1990), в главных ролях (внимание) - С. Шакуров и Н. Гундарева..
- Я девушек простая, сейчас так по очкам брызну, осколков не соберешь.
Юный режиссер Василий Пичул прославился фильмом "Маленькая Вера" (1988), с разнузданно-истеричными главными героями и мрачным финалом.
- Ну шо ты за мужик, ни выпить с тобою, ни поговорить!
Этот фильм можно отнести и к жанру социальной драмы, он информативен, однако преобладают именно элементы чернухи.
Фильмы ужасов
Именно в перестройку этот жанр стал зарождаться в советском кинематографе (не считая фильма "Вий" 1967 г.). Стали снимать фильмы о вампирах, вроде таких, как "Семья вурдалаков" (1990), "Пьющие кровь" (1991). И хотя спецэффекты там не дотягивали до голливудских, создавалась достаточно мрачная гнетущая атмосфера.
Особенно примечательна картина "Пьющие кровь" - в частности, выбором названия, немыслимым для прошлых советских времён. В главной роли (Руневский) Андрей Соколов, звезда "Маленькой Веры", который сталкивается с проблемой выявления вампиров среди аристократических семейств Санкт-Петербурга. В других ролях - М. Влади и Д. Банионис.
Не случайно, что экранизация повести А.К. Толстого "Упырь" с таким сюжетом стала возможна лишь в самом конце советской эпохи. Если тема вампиризма на Западе в 1980-х - 1990-х уже давно устоялась и эстетизировалась, в России делали только первые шаги. Время "ночных дозоров" ещё не наступило...
Резюме
Чем ближе к 1991 году, тем мрачнее становились снимаемые фильмы, тем больше чернушных элементов в них заметно. При этом, как правило, всегда были наготове "веские" ссылки на реализм: "Мы просто изображаем действительность. Не надо лакировать реальность, нужна правда".
И очень многие зрители велись (и ведутся) на такую аргументацию. Хотя на самом деле от создателей кино всегда зависит, как расставить акценты и какое впечатление произвести.
Конечно, в конечном счёте выбор восприятия зависит от самого зрителя. Однако не все умеют выбирать, многие подчиняются стереотипам, на которых играют (сознательно или бессознательно) режиссёры.
А что вы думаете о значимых фильмах периода перестройки?
И в чем их общие особенности?
Если статьи о психологии кино вам интересны, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.