56,7K подписчиков

Скульптор Матвей Манизер. Он памятник себе воздвиг на Новодевичьем кладбище.

1,9K прочитали

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. На этой неделе я разместил три публикации посвященные людям, чьи образы были запечатлены в бронзовых фигурах ныне украшающих ныне станцию метро «Площадь революции».
Автором всех этих изваяний стал известный советский скульптор- монументалист, академик, вице-президент Академии художеств СССР

Манизер Матвей Генрихович (1891-1966)

Скульптор монументалист, автор многих памятников ставших символами советской эпохи

Родился в Петербурге, в семье известного художника Генриха Матвеевича Манизера, преподавателя художественного училища Штиглица.
Казалось бы сама среда в которой рос мальчик должна была определить его будущую судьбу.
Однако окончив гимназию, он неожиданно для родных поступает на математический факультет Петербургского университета, который успешно закончил в 1914 году.
Одновременно он учился в Академии художеств на скульптурном отделении и окончил его в 1916 году с золотой медалью. Через три года после окончания Академии художеств, в 1919 году, Манизер поступил на последний курс Петроградской консерватории по классу виолончели.
Таким образом к 30 годам молодой мужчина имел ТРИ высших образования.

С середины 1920-х годов начинается многолетняя деятельность Манизера как скульптора-монументалиста. Он участвует в конкурсах проектов памятников Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, Николаю Бауману, Якову Свердлову, дипкурьеру Теодору Нетте.
Первым осуществленным проектом Манизера становится памятник революционеру Володарскому в Ленинграде (1925 год).

В конце 20-х годов Матвей Манизер получает заказ на сооружение грандиозного памятника жертвам 9 января 1905 года на Преображенском кладбище Ленинграда. Ныне оно так и называется «Кладбище Памяти жертв 9-го января».
Зарекомендовав себя мастером огромных многофигурных композиций, Манизер становится автором таких известных произведений, как памятник Чапаеву в Куйбышеве (ныне Самара), памятник Тарасу Шевченко в Харькове и многих других.
Когда в середине 30-х годов в Москве развернулось строительство метрополитена, который должен был стать лучшим в мире Матвей Манизер вместе со своей женой активно принимали участие в создании его интерьеров.

Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971)

Скульптор монументалист, автор многих памятников ставших символами советской эпохи-3

Родилась в Петербурге. В 1922-1925 годах училась на скульптурном факультете Высшего художественно-технического института у М.Г. Манизера, за которого в 1926 году вышла замуж.
в отличие от мужа – монументалиста была великолепным мастером миниатюрной скульптуры и декоративных рельефов.
Удивительно точно умела передавать движение. Основными темами её творчества были спорт и балет.

Под влиянием супруги в 30-е годы Матвей Манизер создал несколько фигур спортсменов которые затем были растиражированы и украшали парки культуры и отдыха, стадионы и другие общественные места

В московском метро кроме 20 фигур на станции Площадь революции Манизер создал композицию «Партизаны» (станция Партизанская) и «Белорусские партизаны» на станции «Белорусская».

Его жена участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта.
Создала 16 барельефов на тему многонационального СССР и рельефный портрет И. В. Сталина в окружении знамен на станцию метро «Добрынинская» (1949).

В 40-е-50-е годы 20 века Матвей Манизер был одним из авторитетнейших советских скульпторов.
Об этом свидетельствует тот факт, что в марте 1953 года именно ему доверили снять посмертную маску И.В. Сталина
Еще при жизни вождя в 1951 году Матвей Генрихович Манизер получил участок под постройку собственного дома неподалеку от станции метро «Аэропорт» на улице 8 марта.

Особняк семьи Манизер недалеко от метро Аэропорт.
Особняк семьи Манизер недалеко от метро Аэропорт.

Согласитесь иметь собственный двухэтажный особняк, в нескольких километрах от центра Москвы в советские времена было более чем престижно.

Скончался академик Манизер в 1966 году в возрасте семидесяти пяти лет, оставив богатейшее творческое наследие.
Был похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища. В 1971 году рядом с ним упокоилась и супруга.
По завещанию художника, на могиле был установлен памятник его собственной работы.

Скульптор монументалист, автор многих памятников ставших символами советской эпохи-7

Совсем молодые и удивительно красивые мужчина и женщина напоминают античных героев. Их нагота не кажется неуместной на кладбище, а выглядит как воплощение вечной жизни и любви.
Наверное, они хотели, чтобы люди запомнили их молодыми и красивыми. На мой взгляд, мастеру это удалось, ведь он был действительно мастером.

На этом пока все. До новых встреч мои уважаемые читатели и подписчики.

Читайте на канале :

Пограничник Карацупа и его собака Индус. 82 года назад в Москве появился прижизненный памятник легендарному следопыту.

Олимпий Рудаков. Матрос с «Марата», боец штрафбата, капитан крейсера вальсировавший с английской королевой.

«Студент с книгой» со станции метро «Площадь революции». Кем он был?