Работал я недавно в небольшой IT компании на позиции менеджера проектов. Я был связующим звеном между бизнесом и разработкой, налаживал процессы и коммуникации. Работать было интересно: ко мне приходили сотрудники из разных отделов, и я помогал им организовать совместную работу, когда сами договориться они не могли. Иногда доходило до смешного, что человек из отдела А не мог решить свою задачу, потому что не хотел взаимодействовать с отделом Б. Тут вступал я как медиатор и общение проходило через меня. Со временем все привыкли к этому, у меня появилась репутация человека, который может найти общий язык со всеми. Коллеги начали доверять мне и просить помочь им наладить отношения на работе. Помощь заключалась в том, что я спокойно выслушивал жалобы, фрустрации, негодования, детальные истории о том как один коллега ненавидит другого и почему его стоит уволить прямо сейчас. После такого вентилирования человеку обычно становится лучше, и он может продолжить работу.
Сначала я радовался оказываемому мне доверию, мне жаловались практически все сотрудники независимо от должности. Часто жалобы и ненависть были взаимными, и я выслушивал обе стороны. Затем мне стало интересно, неужели все ненавидят всех? Я начал записывать жалобы. "Этот маркетолог абсолютно некомпетентный, он не может сделать промо страницу уже 3 месяца! Он же сидит и ничего не делает. Кто его вообще нанял? Как же бесит, невозможно работать" - вот пример жалобы с вырезанным матом.
Через год у меня накопилась гора жалоб и я сделал таблицу, чтобы визуализировать ненависть в офисе.
Если сотрудник из левой колонки несколько раз жаловался на сотрудника в верхнем ряду с явным выражением ненависти, то их пересечение помечено красным цветом. Например, в ячейке B3 видно, что я жаловался на генерального директора.
Анализ ненависти
Что можно понять, глядя на таблицу?
Некоторые сотрудники жалуются значительно больше других.
С одной стороны есть нытики, которым просто нравится жаловаться, но обычно нытики не выражают острую ненависть, сбавляют накал, чтобы не попасть в беду. С другой стороны, сотрудники, которые работают много, не успевают все, что задумали, постоянно в мыле - у этой категории от стресса срывает стопоры и они выливают искренний гнев, о котором потом часто сожалеют. Такие срывы я и записывал. По таблице видно, что практически все директора в компании в мыле, это подтверждает мои собственные наблюдения, что нагрузка на директоров слишком большая. Кстати жаловаться эти сотрудники начали еще до того как стали директорами, что навевает на мысль, что те, кто много работает в мыле, чаще завоевывают повышения.
На некоторых сотрудников жалуются значительно больше других.
Бытовая логика подсказывает, что жалуются обычно на тех, кто факапит, не справляется, и это подтверждается реальностью. Тех, на кого много жаловались по таблице, уволили в первую очередь, если это не директор. Директоров почти не увольняли потому что они в основном факапили из-за перегрузки, или с ними были личные отношения, из-за которых уволить нельзя.
Некоторые сотрудники совсем не жалуются.
Значит ли это, что их все устраивает? Вряд ли. Если подробно распросить их про работу, то окажется, что их не устраивает почти все. Но почему они не жалуются? Некоторые из них глубокие интроверты, которые не могут позволить себе роскошь выражения эмоций, особенно негативных. Но даже тихони иногда выплескивают накопившееся в особой тепличной обстановке. Тихони могут вполне хорошо работать и жаловаться раз в год. С другой стороны, сотрудники, живущие в перманентном страхе и чувстве вины из-за своей некомпетентности или бездействия, не жалуются почти никогда. Чаще они пытаются избежать наказания, скидывая вину на других, но при этом практически невозможно услышать от сотрудника, просиживающего штаны искренний гнев в духе: "Этот Вова в конец обнаглел, обещал сделать отчет вчера и не сделал, за что мне это. А в прошлом отчете еще и куча ошибок! Может начальнику Вовы передать эту обязанность, а то он не следит за своим отделом совсем".
Такая вот незамысловатая табличка с визуализацией одного количественного параметра показывает обстановку в компании: кто перегружен, кого, возможно, нужно уволить, кого повысить, кого потыкать палкой, а кого похвалить.
В хорошем коллективе, наверно, люди умеют общаться между собой и в целом негатива меньше, там такой анализ, возможно, не сработает. К сожалению мне пока не посчастливилось попасть в такое место.
А какие данные вы анализируете в своей компании? Как у вас обстоят дела с выражением ненависти друг к другу?