Как я на вахте рубли "заколачивал"
Многие скажут: кто хочет, тот работает, а без дела сидят лентяи и тунеядцы. И по-своему будут правы. А если поставить вопрос по-другому: легко ли в Ачинске найти хорошую высокооплачиваемую работу?..
Я отслужил в армии по контракту 8 лет. Затем 7 лет отработал в милиции. Когда в «органах» началась бестолковая реформа, то я, как и многие сотрудники милиции, оказался не у дел. Пришлось приспосабливаться к «гражданке».
Разместил резюме на нескольких сайтах в Интернете. Где-то через 3 месяца пришло приглашение на сезонную работу в автотранспортное предприятие за Полярным кругом: перевозить ГСМ из нефтебазы в Дудинке на объекты «Газпрома» и «Роснефти» по замёрзшему Енисею, то есть по зимнику. Зарплата сдельная – за количество рейсов. По клятвенным заверениям руководителя предприятия (общались по телефону), я за 3-4 месяца работы должен был заработать не менее полумиллиона рублей. При этом обещали бесплатное питание и жильё. От меня требовалось лишь оплатить проезд в одну сторону. «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского», – подумал я, и, заняв у знакомых денег на дорогу, подался на «севера» за «длинным» рублём.
В аэропорту Кайеркан под Норильском меня встретил сам начальник предприятия. С виду солидный мужик, речь грамотная. Представился просто: «Саныч». Первое разочарование меня постигло спустя час после приземления в Заполярье, когда Саныч показал машину, на которой мне предстояло работать.
Это был «КрАЗ» 80-х годов выпуска, без двигателя. Агрегат стоял на улице, заваленный снегом по самую кабину. Затем мне сообщили, что за общагу придётся платить из своего кармана по 3 тысячи в месяц. Оказалось, что и питаются здесь за свой счёт.
За месяц ремонта на сорокаградусном морозе я всё же «реанимировал» машину.
А 29 марта вместе со всей бригадой вышел в первый рейс. Кто-то спросит, почему только в конце марта? Да потому что всю зиму разыгрывались тендеры на то, какая организация будет заниматься перевозкой. Как назло выдалась ранняя и тёплая весна. К концу апреля мы сделали по 5 рейсов. Со слов местных мужиков, обычно перевозку осуществляли до конца мая. Таким образом, я подсчитал, что успею сделать ещё 4-5 рейсов и домой приеду с денежкой.
В конце апреля мы загрузились дизтопливом и выехали на зимник. Нам предстоял путь длиной 300 км: от Дудинки до посёлка Байкаловск по Енисею, а оттуда ещё 15 км до буровой «Роснефти» под названием «Яковлевка-2».
На полпути мы остановились на ночлег напротив посёлка Караул. Тут нас настигло первое несчастье: под одной из наших машин проломился лёд, и она начала тонуть. Цистерна ушла под воду, на льдине висела только передняя часть автомобиля.
Приняв дозу адреналина, мы принялись спасать коллегу. Выкачали из цистерны всё дизтопливо, чтобы она начала играть роль поплавка. Благодаря этому мы смогли своими машинами, связанными в упряжь, вытащить затопленную. Звучали фразы, что надо возвращаться. Но в результате мы поехали дальше. Снег, лежавший поверх льда, стремительно таял, и к концу пути мы передвигались по самые капоты в воде. В салоне плавали коврики, а рядом плыл ледокол.
Несмотря на дорожные пертурбации, 30 апреля наша бригада прибыла в пункт назначения, разгрузились и остались на ночлег. Это было нашей ошибкой. Ночью ударил мороз, и вода, стоявшая поверх льда на Енисее, замёрзла, став непреодолимым препятствием для машин. Промучившись весь день в этой ледяной каше, мы кое-как смогли выехать обратно на берег и вернулись в Яковлевку.
Связавшись с шефом по спутниковому телефону, мы объяснили ему сложившуюся ситуацию. Саныч сказал, чтобы мы любой ценой выбирались из Яковлевки и ехали в Дудинку. Три раза пытались пробиться хотя бы до Байкаловска, но каждый раз нас постигала неудача, и больше чем на 2-3 км от берега мы отъехать не могли. Пришлось поселиться в вагончике у нефтяников, где и прожили почти две недели. От безделья и безысходности у мужиков начала съезжать «крыша». Кто-то играл в карты, кто-то сутки напролёт спал. От нечего делать я начал вести дневник. Сейчас, когда его читаю, мне становится смешно, но тогда было не до смеха. В те злополучные дни я понял одно: нашему шефу было «по барабану», как бригада выберется из тундры. Он больше переживал за технику, за это «железо». В первых числах мая, когда снова потеплело и лёд растаял, мы всё же доехали до Байкаловска. Там мы прожили ещё неделю, и только 14 мая за нами прилетел вертолёт.
В рейсы мы больше не ходили. В конце мая я получил расчёт – 50 тысяч, и за свой счёт полетел домой. В тот момент я думал: стоило ли ехать за тридевять земель за этими копейками? Да я б в Ачинске больше заработал.
Моя история – это предупреждение тем, кто собирается на северную вахту. Не стоит туда ездить на заработки, нет там «длинного» рубля. Ищите работу дома, и, рано или поздно, фортуна вам улыбнётся. Что, в конце концов, произошло и со мной. Я нашёл приличную работу и теперь вспоминаю «покорение севера», как дурной сон.
Если статья понравилась-палец вверх.