Скажу сразу, в этой статье, я не просто обозначил проблему, но постарался сформулировать способы, которые смогут помочь на начальном этапе борьбы с этим недугом. Они в конце статьи, но лучше все же для начала понять механизм действия этой зависимости.
Некто мудрый сказал: «испытывайте самих себя… самих себя исследуйте», поэтому для любого человека, особенно, думающего, не будет лишним трезво взглянуть на свою жизнь и подвергнуть ее относительно серьезному анализу. И хотя компьютерная зависимость еще не достаточна изучена, тем не менее существует ряд признаков по которым каждый может распознать в себе ее наличие или отсутствие.
Вот эти признаки:
- влечение к игре (человек считает необходимостью уделить ей бы некоторое время суток)
- рассеянность в общении с людьми
- нервозность и раздражительность
- в свободное время игрок всегда садится за компьютер, более того, он начинает искать это время, пренебрегая общением, домашними делами и даже сном
- улучшение настроения в первые минуты игры
- при попытке или необходимости оторваться от игры не делает это сразу, в первые секунды взгляд игрока рассеян, как у человека которого внезапно разбудили, он как бы с некоторым усилием возвращается к реальности
- нежелание заниматься другими делами
- волнение при отсутствии возможности для игры
- раздражительность (иногда злоба) при необходимости оторваться от компьютера (ответить на вопрос или телефонный звонок)
- неспособность контролировать себя во время игры
Поэтому, если ли на вашем компьютере или смартфоне установлена хотя бы одна игра и вы обнаружили хотя бы один из признаков зависимости- вы уже в зоне серьезного риска. Условно все угрозы для человека, связанные с зависимостью от компьютерных игр можно разделить на четыре категории: физическая, психологическая, социальная и духовная.
Угроза физическому здоровью.
В интернете можно найти много трагических случаев, связанных с компьютерными играми. Это остановки сердца, физические истощения и переутомления.
Вот одна типичная история: 38-летний мужчина провел 10 дней подряд в интернет-кафе города Инчеон западнее Сеула. Он находился за компьютером почти без отдыха, прерываясь только на кратковременный сон и на 10-й день потерял сознание. По словам офицера полиции, мужчина умер по прибытии в больницу, причина смерти — истощение.
Подобные случаи происходят не только за границей, но и в нашей стране, например врачи 9-й Детской городской больницы Екатеринбурга, выступая в прессе после одного трагического случая заявили, что еженедельно к ним поступает минимум один подросток с тяжелыми последствиями компьютерных игр.
Летальных случаев, к счастью, происходит не так уж и много, но вот примеров нарушения здоровья великое множество. Дело в том, что человек не создан для того, чтобы сидеть, пусть даже и в удобном кресле, по 12-14 часов в сутки, поэтому среди игроманов, ухудшение зрения, снижение иммунитета, возникновение головных болей, болей в спине и шейном отделе, бессонница, хроническая усталость- вполне обычные явления. Очень распространенное явление, так называемый, тоннельный синдром- боль в запястье.
Здесь так же нельзя не упомянуть про парня из США, который днями и ночами напролет убивал время за своей любимой игрой (назовем ее так «W. of W.») и вот однажды, ему предложили купить за вполне реальные, но очень не малые, деньги мощное игровое оружие, с которым он бы мог расправляться с любыми виртуальными врагами. Таких денег у него не оказалось и что вы думаете он сделал? Он продал свою почку! Продал почку, продал часть себя, отдал ее за то, чего в реальности не существует!
Психологическая угроза.
Одна из разновидностей психологических зависимостей, связанных с компьютерами- это зависимость от компьютерных игр, которая называется кибераддикцией. Некоторые специалисты определяют ее, как форму депрессии.
Существует два типа кибераддикции, каждый из которых связан с различными видами компьютерных игр и соответствующей реакции человека на них:
- первая разновидность кибераддикции, связана с азартом, который вызывают у человека неролевые игры, в которых необходимо набирать очки и проходить различные уровни.
- вторая разновидность, еще более опасная, чем первая, поскольку связана с псевдо- реальностью, в которую погружается игрок, ассоциируя себя с тем или иным персонажем игры.
Социальная угроза компьютерных игр.
Дело в том, что большинство современных компьютерных игр платные или условно бесплатные т.е. игра «включает встроенные покупки», это значит, что играть бесплатно вы сможете, но вам нужно будет потратить деньги либо для разблокировки полноценной (не усеченной) версии, либо для приобретения дополнительных бонусов в игре, которые улучшают ваши позиции по отношению к другим игрокам т.е. попросту дают вам преимущества над другими.
Как то мне попалась на глаза статья о встроенных покупках, которая начиналась примерно такими словами: «Недавно к нам за советом обратился человек, у которого ребенок, в одной из игр совершил встроенных покупок на 1500 (!) $»
Если же учесть то, что современные игры не имеют конца (надпись на экране «Game Over» безвозвратно ушла в прошлое) т.е. игру не возможно закончить, то становится очевидным, что семейный бюджет игрока несет ощутимые потери.
Есть игра, связанная с военной техникой, пик популярности которой сейчас пошел на убыль, в которой наши соотечественники тратили десятки, а иногда и сотни тысяч рублей на приобретение не существующей в реальности военной техники. Взрослые мужчины покупали танки, которые существуют только в их воображении!
Чуть выше мы уже говорили о парне из США, который продал свою почку, у нас в стране продажа органов, в том числе и собственных, в отличии от некоторых других стран, запрещена, поэтому наши отечественные игроманы (см. сводки МВД) для приобретения навыков игры и игрового снаряжения и оружия, ограничиваются кражами и разбоем. Будет справедливо заметить, что подобного рода преступления серьезно не влияют на статистику, но вот то, что на игры люди берут кредиты, иногда под совершенно зловещие проценты- это реальность наших дней.
К сожалению социальная угроза от этого технологичного продукта не ограничивается потерями бюджета, статистика говорит о том, что более 1000 случаев (в месяц!) самоубийств связано с компьютерными играми. Сейчас людей специально обучают тому, как вести себя с выжившим после попытки суицида из- за игры.
После этого стоит ли говорить о «более незначительных» проблемах, таких как: разрушенные семьи, загубленные карьеры, оставленные без присмотра и оттого травмированные, а иногда и погибшие дети.
Духовная опасность.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»- эти слова, сказанные, кстати, одним из апостолов, люди умудряются истолковывать в зависимости от своих потребностей и склонностей. Перефразированные психологами стали для многих людей тем принципом, который определяет возможные границы греха или выражаясь светским языком они прочерчивают линию, которая разделяет удовольствие и зависимость. Удовольствие, по мнению большинства, в отличии от зависимости, не несет в себе никакой опасности. Тем не менее апостол, как раз предупреждает об опасности страсти, предвестниками, которой, зачастую становятся невинные, с первого взгляда, удовольствия. Поэтому, как сказал Климент Александрийский «если позволительно выбирать всякую жизнь, то, очевидно, следует выбирать жизнь в воздержании».
Мало вероятно, что человек всерьез увлеченный компьютерными играми, способен вести полноценную духовную жизнь, о существовании которой некоторые, надо сказать, даже и не подозревают. Совершенно очевидно, что он не способен себя не только ограничивать, но и контролировать. Да и вообще, есть много непреодолимых препятствий, которые ставит перед человеком игра, даже если не говорить об играх с явным деструктивным, для личности человека, уклоном, наполненных кровавыми убийствами и откровенным оккультизмом.
Для каждого возраста, пола и уровня интеллекта существует свой набор «игрушек», начиная от незамысловатых «ферм» и кончая сложными компьютерными мирами в которые человек уходит настолько, что даже когда он не сидит за компьютером, он погружен в выстраивание различных тактических ходов и приемов, связанных с игрой, о чем мы уже говорили выше, а это уже свидетельствует о том, что игра подчинила себе человека и поработила его.
Это одна из самых серьезных опасностей компьютерных игр- они не просто овладевают сознанием человека, они влияют на него, изменяя сам принцип мышления.
Как же выйти человеку из этой «матрицы» поглотившей его?
Для начала (!) несколько простых советов:
- признаться самому себе в существовании этой зависимости
- абсолютное воздержание от игры несколько дней в неделю (например среду и пятницу)
- удалить (желательно без возможности восстановления) игру со своего компьютера.
- если вы человек верующий- идти на исповедь и обратить особое внимание, исповедующего вас, на существование хотя бы даже признаков этой зависимости.