Друзья, сегодня мы поговорим на тему, которую обычно обходят стороной блогеры и журналисты. Речь идет о так называемой SMM-активности со стороны коллекторских агентств, отделов возврата задолженности крупных банков и юристов, заинтересованных в притоке новых клиентов. И, нет, никаких скучных лекций — впереди как всегда много интересного. Спойлер: эта деятельность направлена на выкачку последних денег из россиян. Не переключайтесь, мы уже начинаем.
Что приходит на ум обычному человеку при слове SMM? Ну, если он хоть каким-то боком сталкивается с Интернетом за пределами сайтов с погодой и почтовых серверов, то картина рисуется примерно следующая. Сидит человек (или несколько человек) и отвечает на запросы клиентов фирмы в мессенджерах, социальных сетях, на форумах — в общем, всюду, где есть публичные площадки клиента. А заодно настраивает таргетированную рекламу и занимается продвижением этих площадок.
Отчасти это действительно так — описанные выше действия действительно входят в рабочие инструкции большинства SMM-менеджеров. Однако SMM как явление не ограничивается рассылкой построенных по скрипту ответов. Чтобы понять всю суть деятельности, давайте просто займемся переводом. Как расшифровывается аббревиатура SMM? Все очень просто: Social Media Marketing. В переводе с английского «Маркетинг в социальных сетях». И уже из этого определения ясно, что поле деятельности таких сотрудников гораздо шире работы с комьюнити или настройки рекламы в популярной социальной сети.
В качестве иллюстрации давайте приведем вот какой пример. Дело было более чем десять лет назад. Тогда в России мало кто вообще слышал о таком направлении как SMM — собственно, тогда и социальные сети находились в зачаточном состоянии, по сравнению со своим современным видом. В ту славную пору хороший знакомый авторов этого канала работал в рекламном агентстве, одно из полей деятельности которого можно называть SMM. И вот это агентство имело контракт с железной дорогой.
В задачи нашего коллеги входило мониторить все форумы, посвященные хоть каким-то боком темы путешествий. Для этого этот человек и его коллеги создали несколько десятков аккаунтов и вели с них активно переписку. Нет, они ни в коем случае не предлагали услуги РЖД всем желающим — они просто ОБЩАЛИСЬ на форумах.
В чем же тогда суть? А все просто как дважды два: помимо переписок с людьми, SMMщики отдела исподволь рассказывали свои истории о путешествиях по стране, изредка при этом упоминая поездка, железную дорогу и связанную с этим романтику.
Наверняка, кто-то из наших читателей заметит, что это не очень эффективный подход, однако надо учитывать контекст. В конце нулевых свой пик проходила так называемая эпоха форумов — их были десятки. И почти на каждом из них была очень строгая администрация, которая на раз-два-три банила неугодных пользователей, замеченных в распространении рекламы без ведома этой самой администрации. Вот маркетологи и шли на всевозможные ухищрения.
К чести этого агентства стоит добавить, что они не пытались продвинуть железную дорогу как таковую — в их задачи входила популяризация путешествий по стране на железной дороге, поэтому подход к аудитории был максимально тонкий, без ломовых призывов, но с пропагандой внутренних путешествий. Сейчас уже другое время. И реклама стала более «пробивной», и каналы доставки информации совершенно иные. Однако суть осталась той же: отделы маркетинга отвечают не только за социальные сети, но и создают информационный фон вокруг той или иной сферы человеческой жизнедеятельности.
Полагаем, вы понимаете, что, стремясь возвратить максимальное число долгов, банки и коллекторы идут на всевозможные ухищрения. Помимо контактов непосредственно с «клиентом» (об этом воздействии мы рассказывали здесь) они пытаются создать вокруг проблемы приемлемый для себя информационный фон. Все это приводит к тому, что Интернет оказался завален целой кучей откровенно заказных материалов. Боты коллекторов и отделов взыскания работают по тематическим группам, размещают на открытых площадках вроде Дзена пропагандистские публикации — в общем, делают все, чтобы человек жил в вечном стрессе и как можно скорее отдал последние монеты из собственного кошелька.
Впрочем, не стоит думать, что речь идет о каком-то всемирном заговоре банкиров и коллекторов. Просто долгов у россиян много, а ростовщиков, желающих забрать последнее, — еще больше. Вот и пучит интернет от откровенной джинсы, написанной зачастую крайне непрофессионально с точки зрения содержания и стиля.
Отдельная категория «людей заинтересованных» — это всевозможные юристы. Эти товарищи с одной стороны пытаются успокоить своего потенциального клиента, но все равно держат его в напряжении — дескать, вам непременно надо сделать то-то и то-то или просто обратиться к профессионалу, в противном случае последствия могут быть самые печальные. Ни один из этих юристов честно не расскажет о том, что в действительности получить что-то с человека по суду — задача весьма и весьма непростая. Не расскажет он и том, сколько в действительности придется заплатить финансовому управляющему в деле о банкротстве. Причина проста: задача таких SMMщиков завлечь клиента, а не читателю ему по-настоящему правдивую информацию.
Итак, давайте подытожим. В интернете активную пропаганду ведут специалисты, аффилированные при:
- Банках;
- Коллекторах;
- Юристах.
В свою очередь, SMM-активность может проявляться в:
- Статьях и заметках (например, размещенных на Дзене);
- Комментариях;
- Видеороликах.
Важно: не надо думать, что рекламный комментарий — это обязательно максимально профессионально составленный текст. Что его автор будет соблюдать все правила русского языка и не использовать сленг. Напротив, маркетологи уже давным-давно освоили прием, который в простонародье называют «косить под дурачка».
Поэтому даже самый отвратительный комментарий, написанный КАПСОМ с диким количеством ошибок, на самом деле может быть замаскированным маркетинговым сообщением.
***
О том, как вычислять SMMщиков и их тексты мы поговорим в одной из следующих публикаций. Ну а на этом все. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал. Остались вопросы? Задайте их по электронной почте. Наш адрес: AnticreditView@yandex.ru. До скорых встреч, друзья!
Читайте также:
Вечные должники. Почему кредитные карты — это ловушка для простаков
Плачу приставам, а мне звонят коллекторы. Это вообще законно?!
Народ не виноват: почему россияне массово превращаются в кредитных должников