Найти в Дзене
BIG RAP

Организаторы батл-площадок не умеют в бизнес. И это приносит им много проблем

Организаторы батл-площадок не умеют в бизнес. И это приносит им много проблем

26 февраля4,6 тыс. дочитывания2,5 мин.6 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.4,6 тыс. дочитываний, 77%. Пользователи, дочитавшие до конца.2,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.

Почему Versus всего за пару лет скатился с миллионных гонораров до запуска краудфандингамнение от канала "Бадибэг".

Новости про банкротство Ресторатора и просьбу оргов "Версуса" поддержать их донатами ещё раз напомнили нам о том, что батловые проекты в России так и не стали полноценным бизнесом. Но в чём дело и почему пострадала даже столь успешная площадка, которая ещё полгода назад могла заплатить за выступление два миллиона рублей? Давайте разбираться.

Для начала нужно понимать, что абсолютно все организаторы — это самые обычные люди без профильного образования и должного опыта в бизнесе. Многие орги руководствуются не законами экономики и маркетинга, а личными ощущениями, жизненным опытом и советами друзей. Как итог — абсолютно все батловые управленцы совершали репутационные и экономические ошибки на своём пути. Поэтому не стоит удивляться откровенно колхозным решениям, вроде пунктика по поводу выступлений девушек-МС, рискованной закрытости или неуважения к своим же зрителям.

Возьмём "Версус". Он долгое время считался золотой жилой, а у оргов ещё пару лет назад в руках был бесконечный ресурс в виде хайпа от "батла века" и других выступлений звёздных участников. Казалось бы, реализуй по максимуму — устраивай громкие ивенты, продавай рекламу, придумывай новые прибыльные фичи и вкладывай, вкладывай, вкладывай. Но в итоге после сразу после "батла века" мы увидели вместо звёзд BPM Картрайта с Эмио Афишлом, а уже в начале 2020-го у проекта сложились такие проблемы, что теперь он спасается с помощью простых зрителей (которых, напомню, никогда до PlayOff принципиально не пускали на ивенты).

Проблемы есть у каждого проекта. RBL до сих пор не занимается соцсетями и лишает себя львиной доли просмотров, а медийной образ Антона Забэ и закрытость тусовки не особо привлекают рекламодателей. Но, с другой стороны, это сделало RBL краудфандинговым феноменом в российском батл-рэпе — в чём есть как положительные, так и отрицательные стороны.

-2

Хэл и Пох стремятся к грамотной модели, но по пути вляпываются в репутационные ошибки с рекламой пирамид и других сомнительных контор. Они сами признаются в этом, но объясняют решение общей тенденцией ютуба и кризисом с рекламой в батл-рэпе. Орги "Слова" довели один из главных батловых проектов страны до уровня низшей лиги. "Фиделио" со своим гламуром искал новую аудиторию и двигался по законам телека, но жёстко провалился, так и не найдя своего зрителя.

Даже Дэн Чейни, который кажется самым расчётливым и хитрым из всех оргов, пару раз вляпывался в сомнительные истории — рекламу известного бинарного опциона и скандал с Берсерком. Плюс во многом Денису и его проектам везло — все мы помним, какую роль в успехе "Слова Спб" сыграл твит Оксимирона и помощь ТНТ.

Именно на аналогичное чудо в батловом сообществе и принято надеяться. Ресторатор не зря сейчас акцентирует внимание на том, что большие бабки не могут литься рекой вечно. Сегодня он как никогда это прочувствовал, но ещё год назад ситуация наверняка была обратной. На пике популярности фундаментом батловой культуры были букмекерские деньги. А одной из причин кризиса стали новые правила ютуба, отток рекламодателей, принципиальность организаторов и понижение среднего прайса. Кризис уже наступил, но никто ничего не предпринял, надеясь, что всё исправится само собой.

Полагаясь на случай, организаторы не хотят расти вместе со своими проектами. На заре формирования культуры им удалось предпринять несколько важных решений, которые делали батл-рэп всё более респектабельным и прибыльным занятием. Но дальше всё будто бы пошло на облицовку фасада, а не на укрепление шаткого фундамента — та самая история про "искали клуб, чтобы тачка проехала в дверь".

Поинтересуйтесь внутренней структурой каждого из батловых проектов и вы вряд ли найдёте там полноценную бизнес-команду из профессиональных менеджеров, агентов, SMM-щиков и пиарщиков. Батл-рэп в России — это кустарное хобби, которое стало "бизнесом" волею случая. Да, все просмотры и подписки — чистая органика, но на одной органике даже в нефтедобывающей отрасли далеко не уедешь.

Безусловно, мы сопереживаем оргам "Версуса" и другим управленцам, которые вынуждены зарабатывать на проект донатами и пиаром сомнительных конторок. Но давайте честно — в конкретном провале "Версуса" виноваты только сами организаторы. Равно как и орги других площадок сами несут ответственность за ряд репутационных и экономических просчётов. Слишком поверили в себя, не смогли вовремя перестроиться, принципиально не хотели жить по законам медиа-менеджеров — причины уже не так важны. После серии очевидных просчётов рухнула одна из популярнейших батловых площадок мира. И сейчас её будущее как никогда туманно.