История повторяется...
Атмосфера в мире накалена до предела. Через день в прессе публикуются предсказания то одного, то другого провидца о скором начале третьей мировой войны. Даже самому отсталому ученику общеобразовательной школы понятно, что она станет концом цивилизации. Не проходит и полгода, как человек повторяет историю снова и снова. Он так и не научился ценить мирное небо, а на смерть смотрит, как на обычный кинематографический блокбастер.
Только человек, испытавший на себе все ужасы войны, может смело противостоять милитаристским намерениям сильных мира сего. Он готов предупредить человечество о них через свое творчество и великие шедевры изобразительного искусства. Возможно, сегодня стоит обратить особое внимание на картины русского художника-баталиста Василия Верещагина. Его честный взгляд на последствия войны был, есть и будет актуален всегда.
Василий Верещагин много путешествовал по миру. Он был крайне любознательным и делал зарисовки для будущих картин, буквально ни на минуту не выпуская карандаш из рук. Благодаря его полотнам мы в курсе, как выглядели воины Туркестана, Индии, Японии и других азиатских стран. Он не только зарисовывал сюжеты, но и сам принимал участие в боевых действиях.
Его внимание привлекали не просто военные действия, а характеры людей, которые в них участвовали. На картине «После удачи» два туркестанских воина с удовольствием разглядывают свою добычу – отрезанную голову русского солдата. За нее они получат мзду, на которую какое-то время будут содержать свое семейство. На картине «После неудачи» совсем другая история. Здесь над трупами только что убитых мусульман задумчиво раскуривает трубку русский солдат. На его лице застыло выражение усталости и сожаления. Ему явно жаль убитых врагов.
Все творения мастера были преданы забвению в течение долгих 30 лет. Их не покупали русские музеи. Недовольство императоров вызвала картина «Апофеоз войны». Художник представил ее публике в 1871 году. Он только что вернулся из Западного Китая, где стал свидетелем кровавого подавления восстания дунган и уйгуров императорскими войсками. В качестве художественного образа он взял победную традицию Тамерлана возводить возле захваченного им города гору из человеческих черепов.
Картина моментально разделила общество на ярых противников творчества Верещагина и сторонников его смелости. Возможно, картина не вызвала бы столь мощного резонанса, если бы не надпись на раме. Она была посвящена всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего. Россия всегда вела войны, поэтому императору не понравилось предостерегающее высказывание Верещагина.
«Апофеоз войны» - самое яркое произведение в творчестве художника. В нем кроется глобальный смысл ценности человеческой жизни и насколько опустевшей станет земля после исчезновения человека. Автор призывает учесть ошибки прошлого и не повторять их в будущем. В этом проявился талант великого мастера – не бояться осудить все ужасы войны.