Моя последняя встреча с рок-группой «Мастер» состоялась в традиционном месте московских рок-тусовок – ДК имени Горбунова, где на сей раз отечественные металлисты принимали собратьев по музыкальным пристрастиям, старейшего лидера австрийского харда – группу «Blind Petition». Что касается «Мастера», он с успехом гастролировал во многих зарубежных странах. А вот у нас на родине за последние годы мы повидали, кажется, любых металлистов, кроме, как выяснилось, австрийских. Этот пробел взялось восполнить новое совместное предприятие «Red Line Moscow» с помощью неожиданно щедрых и компетентных спонсоров, медицинского НПО «Римэкс» и при активном содействии моего коллеги, музыкального критика Михаила Сигалова. Они организовали обмен визитами названных двух групп.
Лидер «Мастера» Андрей Большаков категорически не согласился с моим замечанием, будто сегодня все металлюги похожи. «Иные из хард-рокеров, - наблюдает он, - в погоне за зрительским вниманием облегчают звучание. Поездив по Союзу, я видел тучи просто псевдометаллических групп, которые запредельно плохи. Дискредитируют жанр. Они НИЧЕГО не играют. Считают, что металл на одной струне лупить можно».
Другое дело, хард-рок сегодня, пережив период бешенной популярности, когда недоброжелатели обвиняли металлистов в погоне за модой, стал жанром традиционным, со своими четкими канонами. И во внешнем прикиде, и в музыке. Нравится – смотри, слушай, нет – не мешай патриотам «железа» беречь и поддерживать свою «классику».
В этом смысле особенно полезны контакты с зарубежными друзьями. Ведь у них там похожая ситуация. Супераншлаги делают попсеры, а все направления рока чаще бытуют в интимных клубах. Нормально для жизни жанра. «Никакого кризиса в роке нет», - уверен Большаков. Правда, у нас не развита инфраструктура рока, те самые небольшие сцены в каждом городе.
Вот если фестиваль, это мы ещё можем. Как раз только что «Мастер» и «Blind Petition» вернулись с фестиваля «Музыка Эко-90» в Донецке, приуроченного заодно к 50-летнему юбилею Джона Леннона. Все было хорошо: 40-тысячные аншлаги на стадионе. Но с непривычки к подобным форумам донецкие власти стянули к месту действия, кажется, всю милицию Украины. А та тоже, наверное, по неопытности, перестаралась и лупцевала разгоряченную толпу совсем без необходимости.
В Австрии и ФРГ, куда «Мастер» отправится осенью этого года с ответным визитом, фестивали – более принятое явление. В Вене, например, группа выступит на традиционном Дунай-фесте, который проходит в два дня с утра и до поздней ночи на специально насыпанном для этого острове, на 12-ти огромных сценах, собирающих до 2 миллионов зрителей в зависимости от вкусов, по жанрам. Рок-сцена, где выступают до 25 групп в день, привлекает примерно двадцатитысячную аудиторию.
Там «Мастер» предстанет в своем недавно стабилизированном составе: Андрей Большаков – гитара, Александр Грановский – бас, Игорь Молчанов – барабаны, Михаил Серышев – вокал, Сергей Попов – гитара.
В творческом багаже группы пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия». Большакову очень не нравится её качество в смысле производственного исполнения. А по композициям это то, что называется «Greatest Hits» - значит не альбом, а сборник песен разных лет. На пластинке отразилась история становления группы. Поэтому некоторые песни напоминают композиции группы «Ария», где раньше сотрудничал Большаков. Работы были написаны ещё там, но не игрались, бросать было жалко, поэтому «Мастер» их и записал.
Сейчас группа подготовила новый альбом – «С петлей на шее», который тоже выпустит «Мелодия». Большаков ценит этот цикл по музыке и по текстам. Кажется, больше всего его ободрило то, что даже в наше демократичное время с текстами на фирме грамзаписи возникли сложности – худсовет утверждал, что слова будут непонятны слушателям. Одну песню убрали. Об остальных вам судить.
И все же меня одолевает идея: зачем это наши артисты так вяжутся к зарубежным собратьям? Только ради совместной поддержки жанра? Или хотят во всем уподобиться западным стандартам?
Большаков – ярый поборник НАСТОЯЩЕЙ тяжелой музыки. Он с презрением говорит о тех, кто готов нацепить косоворотки и буденовки, поднять красный флаг, спустить штаны и наяривать «конфетки-бараночки» под балалайку, лишь бы заинтересовать иностранных менеджеров.
В то же время он утверждает, что российский мелодический лад, русская распевность обязательно сохранится в хорошей музыке, даже хэви. Зарубежные ценители подтверждают, что «Мастер» впечатляет непривычной на слух мелодикой, однако внятно сплавленной с крепким хардом. Иногда такой стиль именуют поп-трэш, хотя Большаков полагает такое определение в адрес «Мастера» весьма спорным.
Мне же видятся другие аналогии, не обязательно с попсой или российской песенностью. Думается, что рок и, в частности, металл, впитал в себя интернациональную культуру карнавала, преобразив её в современном ключе. Международное сходство металлистов явно способствует легкости преодоления их искусством любых разнонациональных особенностей восприятия. А что касается нашей отчизны, то здесь всегда любили марши. Глядя на тинейджеров, сотрясающихся в ритмах металла, вспоминается задорное ретро: «Соловей, соловей, пташечка, канареечка жалобно поет!» Разве что скорости в течение веков растут, ритмы нагнетаются.
«Здорово! Как ты догадалась, что именно эту песню мы подумываем ввести в свой репертуар?» - удивляется Большаков.
Беседовала Нина Тихонова