Найти тему
Театр Раз В Неделю

Лия Ахеджакова с ружьем в «Сказке про последнего ангела»

Спектакль  «Сказка про последнего ангела», Театр Наций. Режиссер Андрей Могучий.

Снегурочка, отсылки к сказкам, психбольница и ее обитатели, братья-близнецы в роли главного героя, Лия Ахеджакова с ружьём в роли местного стража и волшебная тумбочка. А начинается все с огромной белой курицы на черной сцене и яйца, из которого появляется главный герой в школьной форме. История постепенно обрастает колоритными подробностями и забавными персонажами.

Начало
Начало

Главного героя играют братья-близнецы - Данила и Павел Россомахины. Оба всегда на сцене, попутно сменяют друг друга в диалогах. Такой прием я видела в театре впервые. Отличная идея показать не то раздвоение личности, не то голоса голове.⠀

Лия Ахеджакова, Данила и Павел Россомахины
Лия Ахеджакова, Данила и Павел Россомахины

Спектакль как фильм, кадр за кадром мы следим за путешествием героев из психбольницы в Минск, а из Минска в Москву. Или это бредовые сны главного героя после таблеток в больнице? Может и все вместе.⠀

Действие сменяется снами героя. В какой-то момент граница между реальностью и грезами стирается. На сцене реализован эффект сна во сне тройным занавесом и тройными рядами одинаковых декораций в некоторых сценах. Поднялась кирпичная стена-занавес, там квартира. За ней тот же занавес, он поднимается, за ним та же квартира, и еще раз! Очень круто! Идея показать историю через сны напомнила мне спектакль «Бег» Юрия Бутусова в театре Вахтангова, где декорации в виде металлических ворот означали тоже самое, что здесь стены-занавесы, за которыми начинается рассказ. ⠀

На сцене был даже настоящий Фольксваген Гольф, а не макет
На сцене был даже настоящий Фольксваген Гольф, а не макет

События происходят в 1993-м году. Чем не "волшебное" время? Сценарий написан по работам двух авторов. Один из них Роман Михайлов - математик, профессор РАН, доктор физ-мат наук. Он пишет рассказы в духе раннего Виктора Пелевина, снимает кино. Конечно, мне хочется прочитать его прозу. Второй - Алексей Саморядов, автор киносценариев про 1990-е. Один из известных фильмов по его сценарию «Лимита» 1994 года, портрет поколения того времени. Так вот его короткий рассказ «Сказка про последнего ангела» дал название спектаклю. Соединив все истории, режиссеру Андрею Могучему удалось передать дух свободы лихих 90-х, без мрачности, а с долей ностальгии и юмором.⠀

Юмора в спектакле много. Комичны до нелепости обстоятельства, в которые попадают герои, комичны сами персонажи. Заканчивается история в многострадальном районе Выхино, где кажется любую сказку ждет конец. Такая ирония.⠀⠀

Настоящий школьный класс
Настоящий школьный класс

«Сказка..» - причудливое соединение трагедии и комедии, иронии и сатиры, злого и доброго, мира настоящего и вымышленного, пронизанный любовью, добротой и надеждой. Герои идут за мечтой и целью. И неважно насколько они нереальные, как сами герои, так и их цель. Веришь в происходящее до конца. Эту историю можно воспринимать как сюр на сцене, а можно искать смыслы. И каждый в своем восприятии будет прав. Потому что с одной стороны, это совершенно фантастическая сказка, а с другой, в 1990-е могло случиться что угодно.⠀⠀

-6

Гипнотический спектакль на 4 часа. И пока что мой фаворит театрального сезона 2019/20. ⠀⠀⠀

Рекомендую!⠀⠀

Фотографии взяты с сайта Театра Наций⠀⠀