Исаакиевский собор... Скульптура, живопись, мрамор и потрясающая мозаика!
Вот о ней-то я и хочу немного рассказать.
Для меня мозаика всегда была немного сказочным элементом :).
Наши русские храмы и мозаика? Как-то не очень вяжется. Нет, я конечно не отрицаю того, что в православных храмах нет мозаичных панно, но нам как-то привычнее иконы, роспись, согласны?
В Санкт-Петербурге мозаика хорошо представлена в храме Спаса на Крови и Исаакиевском соборе. В старинных храмах на Руси такого не было, но эти два можно отнести практически к современным.
Основоположником мозаичного дела на Руси был наш великий Ломоносов М.В.
Это он заинтересовался техникой исполнения мозаичных полотен, изучил технологию изготовления стекла смальты, и он же основал первую в России мозаичную мастерскую.
Вот, поистине, пытливый УМ - это великое благо и для самого человека, и для его страны! Кстати, после смерти Ломоносова мастерская была закрыта... к сожалению.
Исаакиевский собор
Вы знали, что общая площадь мозаики в соборе 600 кв.метров? Это впечатляет, и когда осознаешь размеры самого собора, и размеры мозаичного полотна (несколько полотен).
Почему решили в Исаакиевском соборе использовать мозаику, а не роспись? Все дело в питерской погоде. Во-первых, у нас зимой так зима, а это значит дождь и снег и плюс минусовая температура, а летом у в Санкт-Петербурге тепло и опять дождь :). То есть, всегда влажно! Для живописи это смертельный враг.
А потому Монферран, а вы знаете, что архитектором Исаакиевского собора является именно он, решил украшать собор мозаикой. Логично!
Да и император Николай I, после поездки в Италию решил, что в Исаакиевском мозаике быть! Мнение императора и мастера совпадали :).
Русские художники В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов и С. Ф. Федоров отправляются в Италию изучать мозаичное дело.
Отмечу еще и таких мастеров как Ф.А. Бруни, А.Н. Фролов, Н.М. Алексеев, И.Д. Бурухин, М.И. Хмелевский. Они тоже участвовали в создании этих шедевров!
И конечно же Брюллов! Фрески Исааскиевского собора это последнее, что он создал. Уехав из Санкт-Петербурга в Италию из-за обострения болезни легких, он уже не вернулся – умер в Риме в 1852 году.
Содержание собора...
С момента торжественного открытия и до 1918 года за его состоянием следило Технико-художественное совещание. Контроль осуществлялся ежегодно и финансировался государством.
С 1919 года заботу о соборе взяла на себя приходская община. Но финансовое состояние не позволило ей содержать Исаакиевский в надлежащем состоянии.
В 1928 году собор переводят в ведение Наркомата просвещения. За эти 10 лет собор достаточно сильно пострадал – во время реставрации были вставлены разбитые окна, очищены от грязи и копоти стены, бронзовые украшения, заделаны трещины.
К сожалению, собор сострадал и в годы Великой Отечественной войны.
В 1941 году рядом с ним взорвался снаряд, который повредил колонны, в 1942 году снаряд пробил кровлю, а в 1943 взрывная волна выбила стекла. Но самыми разрушительными были дождь, снег, отсутствие отопления. Блокада города. Страшные дни для петербуржцев...
В результате живопись была загрязнена, лак потемнел, утрачена золотая лепнина.
Да и мозаика тоже находилась не в лучшем состоянии. Разрушалась цементная основа и мастика, но к счастью смальта не пострадала. Смальта – это «Кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ».
Реконструкция собора началась сразу же после войны. По воспоминаниям А.Л. Ротача, который возглавлял Специальные научно-реставрационные производственные мастерские:
ни один из объектов реставрации в то время не имел столько различных проблем, как здание Исаакиевского собора.
Но все восстановили!
Признаться, реставрационные работы в соборе ведутся постоянно. Но так и должно быть! Ведь только увидев это великолепие в реальности можно понять всю его силу и великолепие! И это дело рук человека! Уму непостижимо!
Не будем забывать, что никто за исключением Homo sapiens не создавал Искусства. Это та самая тонкая черта, что отделяет "человека разумного" от животного.
И еще несколько мозаичных полотен.
Мне очень понравились слова российского издателя и литературоведа Ирины Прохоровой. Ими и хочу закончить рассказ:
Когда вы выходите в город, вы видите эту божественную архитектуру, и это тоже приобщение людей к искусству. Просто передвигаясь по улицам Петербурга, люди пропитываются идеей прекрасного....
Я приведу один пример. В маленькой рыбацкой деревушке решили сделать ежегодный фестиваль поэзии. Современная поэзия — вещь довольно сложная, не очень всем понятная, особенно рыбакам.
И вот через 5–7 лет, как им регулярно читали стихи, рыбаки стали знатоками современной поэзии и стали разбираться, где хорошие стихи, где плохие. Здесь дело в тренинге. Как учатся читать и писать, так учатся и искусству и его разным языкам.