Социальный интеллект обеспечивает познание людей – социума, для адаптации в нем человека. А кто-то познаёт и для того, чтобы изменить этот социум. С какими целями – другой вопрос. Может быть, под себя, а, возможно, для людей.
Познание людей, конечно, это познание их социально-психологических свойств – характер, интеллект. Но в большей степени нас интересуют поступки и поведение человека – они создают результат. Хотя, конечно, известна такая цепочка: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Переделал бы так: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь поведение, посеешь поведение – пожнешь отношение, посеешь отношение – пожнешь судьбу». А над этой операционной цепочкой надстроил бы социальный интеллект с его когнитивной и управляющей функциями.
Но, все же, что познаем в поведении людей?
1. Эти самые поступки. Причем связываем их с ситуациями: «В этой ситуации Ваня поступил так-то, а Маша так-то». Будем знать, как они поступят в подобной ситуации в будущем.
2. Линия (вектор) поведения. А вектор определяется целями – интервью, неформальная беседа, наблюдение – ваши познавательные инструменты. А еще вектор определяется логикой (смыслом), которая, как известно, у каждого своя, да еще есть женская логика. Понаблюдайте, попытайте.
3. Характер поведения. Он-то тесно связан с характером человека: агрессивное/миролюбивое поведение, внешне/внутренне ориентированное, рискованное/осторожное, эмоциональное/рассудочное, открытое/скрытое … А характер поведения состоит из вербальных и невербальных элементов поведения, например, скорость и темп речи, движений, степень экспрессии…
4. Отношения человека с другими людьми. Это отдельная «песня». Но в целом они могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивные и есть наш социальный капитал. А непродуктивные – разрушительный фактор.
5. Результат поведения. Глобально – это социальный статус, положение в социуме человека. Ну и результат поведения в конкретной ситуации, в оперативной деятельности. Конечно, не всегда принятое поведение дает желаемый результат. Но, зато, появляется опыт.
6. Ну, а если вы в своих социальных эмпирических исследованиях сумеете перейти от конкретного к абстрактному, от частного к общему, то создадите виды и классы людей по признаку «социальное поведение» и будет с успехом использовать эти знания в вашей жизни, чтобы «пожать лучшую судьбу». Это и есть формирование социального интеллекта.
Успехов!