Найти тему
157 подписчиков

Три самых известных византийских храма

Собор святой Софии в Константинополе (Истанбуле). 532-537 годы
Собор святой Софии в Константинополе (Истанбуле). 532-537 годы

У блестящей культуры Византийской империи нет прямых наследников. Будучи результатом мощного духовного импульса греков-ромеев, она оказала большое влияние на изобразительное искусство и архитектуру Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Ирана.

Оставаясь по сути своей оригинальной, она впитала в себя культурные влияния Востока и Запада, создав эстетические ориентиры и образцы для подражания на много веков вперед. В этой статье я хотел бы остановиться на трех самых знаменитых творениях византийских зодчих, прославивших империю по всему культурному миру и далеко за его пределами.

Много веков пронеслось над этими великими строениями. Отгремели ожесточенные войны, поднялись новые империи... Их превратили в культовые здания других конфессий, но при этом всегда берегли и сохраняли - так велико было вечное обаяние их архитектуры!

Собор Святой Софии в Константинополе (Истанбуле)

Соб́ор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч., тур.) - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 м.

Для возведения нового, призванного выражать величие Византийской империи, грандиозного храма император Юстиниан I в 532 году пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Под их руководством трудилось ежедневно до 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – восемь колонн из зелёного мрамора).

Разрез и план Собора Святой Софии в Константинополе
Разрез и план Собора Святой Софии в Константинополе
Аксонометрия Собора Святой Софии в Константинополе
Аксонометрия Собора Святой Софии в Константинополе

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнёс, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Торжественное освящение храма в декабре 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Штат церковно- и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников.

Гордостью собора были его интерьеры и купол диаметров 31 м , прорезанный у основания окнами. Современники писали, что казалось, что купол не покоится на стенах собора, а парит над ними или "подвешен к небу на золотой цепи".

Интерьер Собора Святой Софии в Константинополе
Интерьер Собора Святой Софии в Константинополе
Собор Святой Софии в Константинополе. Вид купола изнутри.
Собор Святой Софии в Константинополе. Вид купола изнутри.

Собор серьезно пострадал от землетрясения 989 года. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол более высоким.

В мае 1453 года османский султан Мехмед II завоевавал Константинополь. Собор был разграблен турками. Все молящиеся, находившиеся в тот момент в соборе, были убиты. К зданию пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжёлые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид строения.

С 1935 года бывшая мечеть стала музеем. Теперешнее официальное название здания - Музей Айя-София.

Базилика Сан-Витале в Равенне

Базилика Сан-Витале в Равенне. 527-548 годы
Базилика Сан-Витале в Равенне. 527-548 годы

Базилика Сан-Витале (св. Виталия, итал. Basilica di San Vitale) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе.

Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием после его возвращения из Византии. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в апсиде. Освящение совершил в апреле 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546 — 547 годы. Базилика построена в форме восьмиугольника, близка по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких-либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами.

Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкие кирпичи, трапециевидные капители, и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол украшен геометрическим орнаментом.

Базилика Сан-Витале в Равенне. Разрез и план
Базилика Сан-Витале в Равенне. Разрез и план

Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам.

Благодаря описанному устройству внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики. Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) и стены покрыты византийской мозаикой.

Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана I во время недолгого владычества византийцев в Италии.

Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер
Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер

Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер
Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер
Базилика Сан-Витале в Равенне. Мозаика. Юстиниан I в кругу приближенных
Базилика Сан-Витале в Равенне. Мозаика. Юстиниан I в кругу приближенных

На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей.

Особую значимость представляют прижизненные мозаичные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

Базилика в Равенне послужила образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене - в частности. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени (флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Собор Святого Марка в Венеции

Собор Святого Марка в Венеции. 1063-1094 годы
Собор Святого Марка в Венеции. 1063-1094 годы

Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») - кафедральный собор Венеции , представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе.

Собор, украшен многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, и является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.

Строительство было начато в 829 году, а завершено в 832 году дожем Джованни Партечипацио.

Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году .

Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.

План и разрез Собора Святого Марка в Венеции
План и разрез Собора Святого Марка в Венеции

Аксонометрия Собора Святого Марка в Венеции
Аксонометрия Собора Святого Марка в Венеции

Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы). Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века.

Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея».

Собор святого Марка. Интерьер
Собор святого Марка. Интерьер
Собор святого Марка. Вид на купола изнутри
Собор святого Марка. Вид на купола изнутри
Квадрига из Константинополя на фасаде Собора Святого Марка
Квадрига из Константинополя на фасаде Собора Святого Марка

Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили.

Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 м².

В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты.

Создание мозаичного убранства собора было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось в течение более двухсот лет (мозаики нартекса были закончены в 1280 году).

«До сих пор я никогда не видел ничего, что не решался бы описать, но я чувствую, что описать Венецию невозможно. Все волшебные картины „Арабских ночей“ ничто перед церковью Св. Марка». Чарльз Диккенс

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного...