У блестящей культуры Византийской империи нет прямых наследников. Будучи результатом мощного духовного импульса греков-ромеев, она оказала большое влияние на изобразительное искусство и архитектуру Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Ирана.
Оставаясь по сути своей оригинальной, она впитала в себя культурные влияния Востока и Запада, создав эстетические ориентиры и образцы для подражания на много веков вперед. В этой статье я хотел бы остановиться на трех самых знаменитых творениях византийских зодчих, прославивших империю по всему культурному миру и далеко за его пределами.
Много веков пронеслось над этими великими строениями. Отгремели ожесточенные войны, поднялись новые империи... Их превратили в культовые здания других конфессий, но при этом всегда берегли и сохраняли - так велико было вечное обаяние их архитектуры!
Собор Святой Софии в Константинополе (Истанбуле)
Соб́ор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч., тур.) - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 м.
Для возведения нового, призванного выражать величие Византийской империи, грандиозного храма император Юстиниан I в 532 году пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Под их руководством трудилось ежедневно до 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – восемь колонн из зелёного мрамора).
Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнёс, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.
Торжественное освящение храма в декабре 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.
Штат церковно- и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников.
Гордостью собора были его интерьеры и купол диаметров 31 м , прорезанный у основания окнами. Современники писали, что казалось, что купол не покоится на стенах собора, а парит над ними или "подвешен к небу на золотой цепи".
Собор серьезно пострадал от землетрясения 989 года. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол более высоким.
В мае 1453 года османский султан Мехмед II завоевавал Константинополь. Собор был разграблен турками. Все молящиеся, находившиеся в тот момент в соборе, были убиты. К зданию пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София.
Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжёлые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид строения.
С 1935 года бывшая мечеть стала музеем. Теперешнее официальное название здания - Музей Айя-София.
Базилика Сан-Витале в Равенне
Базилика Сан-Витале (св. Виталия, итал. Basilica di San Vitale) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе.
Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием после его возвращения из Византии. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в апсиде. Освящение совершил в апреле 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546 — 547 годы. Базилика построена в форме восьмиугольника, близка по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких-либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами.
Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкие кирпичи, трапециевидные капители, и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол украшен геометрическим орнаментом.
Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам.
Благодаря описанному устройству внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики. Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) и стены покрыты византийской мозаикой.
Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана I во время недолгого владычества византийцев в Италии.
На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей.
Особую значимость представляют прижизненные мозаичные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.
Базилика в Равенне послужила образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене - в частности. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени (флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.
Собор Святого Марка в Венеции
Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») - кафедральный собор Венеции , представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе.
Собор, украшен многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, и является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.
Строительство было начато в 829 году, а завершено в 832 году дожем Джованни Партечипацио.
Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году .
Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.
Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы). Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века.
Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея».
Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили.
Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 м².
В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты.
Создание мозаичного убранства собора было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось в течение более двухсот лет (мозаики нартекса были закончены в 1280 году).
«До сих пор я никогда не видел ничего, что не решался бы описать, но я чувствую, что описать Венецию невозможно. Все волшебные картины „Арабских ночей“ ничто перед церковью Св. Марка». Чарльз Диккенс