Если вам кажется, что сознание ездит по одним и тем же рельсам при просмотре любого Голливудского фильма, можно попробовать обратиться к кинематографу других стран. В этом случае необходимо открыть свой разум и быть готовым принять любое режиссёрское решение как данность, и только в этом случае можно получить максимум от просмотра.
Итальянский режиссёр Дарио Ардженто снял трилогию Le Tri Madri (Три Матери), и именно первая из картин сделала его окончательно популярным в кругу синефилов.
Взрослея, Дарио писал статьи для журналов и газет как кинокритик, что позволило ему познакомиться с продюсерами и режиссёрами. Параллельно он набивал руку и писал сценарии для сторонних проектов, пока его не пригласили на крупный проект соавтором Бернардо Бертолуччи (Однажды на Диком Западе 1968). Далее он продолжил свой путь как режиссёр-сценарист, иногда отвлекаясь на продюсирование.
Путешествуя по Европе уже довольно известным режиссёром, он увлёкся оккультизмом и так называемым "магическим треугольником" (три точки скопления сил: Франция, Швейцария и Германия, которые в фильмах перелегли на Фрайбург, Нью Йорк и Рим).
В руки Ардженто попали учения Рудольфа Штайнера — основателя антропософии (религиозно-мистическое учение о духе, сознании, науке). В добавок к этому он увлёкся работами Томаса де Куинси — английского писателя (известного как автор книги Исповеди англичанина, употребляющего опиум 1822) и взял идею о трех матерях из его сюжета о видениях смерти под кайфом в произведении Suspiria de Profundis 1845 (Воздыхания из глубины души).
Каждая мать олицетворяет разные проявления печали. Мать Слёз (Mater Lacrymarum) — самая старшая из сестёр. Она вызывает трагические события по всему миру. Мать Вздохов (Mater Suspiriorum) олицетворяет период скорби после случившегося ужаса. Мать Тьмы (Mater Tenebrarum) — самая радикальная и жестокая из троих. При том, что она агрессивна и является буквально самой смертью, служит метафорой изменения и трансформации после перенесённого удара.
Каждый фильм проводит нас через горечь, насилие и боль без предупреждения. Ведь именно так в жизни и происходят события, приносящие нам эти эмоции. Иногда всё что нам остаётся это последствия, которые не объяснить.
Просмотр трилогии — не что иное как риск. Либо вам покажется, что вас пытают, либо вы встретитесь с воодушевляющим путешествием в новый мир, о существовании которого вы и не подозревали. Фильмы могут на подсознательном уровне помочь с эмоциональными переживаниями, а могут и послужить неплохим аттракционом. Кому-то будет попросту скучно.
Suspiria 1977
До этого фильма у режиссёра уже был опыт съёмок в стиле джалло ("giallo" — «жёлтый», такого цвета были обложки дешёвых итальянских криминальных рассказов с начала 1929 года). Это поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы триллера, криминала и эротики. У него весьма узнаваемые приёмы, которые кажутся совсем непривычными и забавными, но стоит отпустить свою фантазию, как они заставят погрузиться на новую глубину (ужаса). Более того, со временем Дарио стал лицом этого поджанра.
Убийства показаны не просто от лица убийцы, но с ракурса орудия, что создаёт внутри какое-то неведомое напряжение. Сам способ всегда изобретателен, в ход идут разнообразные колющие и режущие (а также тупые), предметы быта и окружение, стены, окна, да даже животные. Как ни странно, но именно в такие моменты можно познакомиться с одним из самых необычных стилей монтажа и работы оператора. Почти всегда отсутствует логика, но как раз поэтому и ощущается, что движение кадра осуществляется на уровне инстинкта и мысли.
Перед съёмками Дарио собрал команду мечты, которая сопровождала его в последующих фильмах: брат-продюсер Клаудио Ардженто, монтажёр Франко Фратичелли, мастер по спецэффектам Джермано Натали, художник Джузеппе Бассан. Дария Николоди — актриса и сценаристка, стала соавтором Suspiria и увела фокус от рамок конкретного поджанра. Именно она помогла с созданием женских образов.
Каждая сцена стилизована по максимуму, и своим профилем режиссёр выбирает модерн. Причём умело сочетает его с готической аурой джалло. Освещение и цвет сплетаются в один неразделимый элемент и глаз жадно пожирает эту яркую мистическую картинку. Из этого фильма можно черпать вдохновение бесконечно. Изобретательность и отсутствие стеснения в использовании сделанных вручную спецэффектов на каждом шагу поражает своей нахальностью.
Музыка от группы Goblin крутится в голове как навязчивая идея, мистическая и даже вызывающая раздражение, что вполне вписывается в состояние, при котором не можешь проснуться от кошмара.
Inferno 1980
Фильм Inferno (Преисподняя) совершенно срывает все настройки и переходит на уровень подсознания. Он снят в Америке на американский бюджет, но работа в штатах режиссёру не понравилась, в том числе и из-за людей, которые постоянно приходили на съёмочную площадку и советовали как лучше снимать. Дарио всегда любил задействовать с своих проектах необычную технику, при этом снимал очень мало материала и легко относился к монтажу. Тщательная проработка сценария позволяла ему такую тактику.
В те года стиль производства итальянских фильмов был особенным. Все актёры были с разных концов света и говорили в кадре на своём языке, при этом весь фильм снимался абсолютно без звука. Затем все звуки и речь дублировались на нужные языки. За счёт этого происходит двойной эффект: всё происходящее на экране абсолютно не вызывает доверия и становится ещё дальше от реальности, что только играет на руку и погружает в формат сновидения.
Повествование отрывистое, за ним трудно уследить, но если перестать анализировать фильм во время просмотра, вы поймаете волну чувств. Режиссёр понимал, что многие зациклены на том, чтобы понять причины тех или иных событий и недостаточно эмоционально вовлечены в переживание потерь, насилия и ужаса которые происходят с ними. А ведь именно это необходимо, чтобы измениться, трансформироваться и вырасти.
В отсутствующем сюжете отсутствуют и главные герои. Здесь как и в Suspiria 1977 стандартный для джалло приём, когда расследование убийств проводит обычный случайный персонаж, а не полиция. Зло обитает на каждом шагу и всё происходит «просто потому что», что даёт нам понять, что хаос — неуправляемая сила, но в принципе, человек способен справиться с тем, что ему подкидывает судьба. И даже уйти от самой Смерти.
La Terza Madre 2007
В главной роли дочь режиссёра, сценарий начинали писать ещё в 80-х. Но вот она, беспощадная стилистика нулевых. Всё, что вызывало восторг ранее, в обработке нового тысячелетия совершенно теряет магию. Фильм ближе к жанру слэшер, (который как раз и является близким родственником джалло) в новом освещении и с использованием новых аппаратур, спецэффекты и грим вызывают неловкость.
Интересно, что третий фильм-таки был снят и история о трёх Матерях завершена, любопытство утолено. В Mother of Tears мы видим актёров и героев, которые были задействованы в предыдущих частях, проработанные мелкие детали и история даже имеет смысл. Но вот в чём суть: обретая логику повествования фильм перешагивает в другую стилистику и здесь уже нет этого неуловимо подсознательного ощущения, что всё происходит будто во сне и что ведьмы помимо маниакальных настроений представляют из себя ещё что-то.
В принципе, фильм претендует на то, чтобы попасть в категорию «настолько плохи, что хороши», но он недостаточно для этого самостоятелен. Чтобы насладиться его нескладностью в полной мере, необходимо смотреть предыдущие части, а после просмотра предыдущих частей, он выглядит просто печально.
Выводы:
Итальянский мастер хорроров Дарио Ардженто смог даже после ухода его жанра в прошлое продолжать получать удовольствие от своего дела. Его отношение к ремеслу и сами работы напоминают:
- Можно начинать издалека.
- Для создания чего-то большего не бояться собрать «свою» команду из людей и творцов, которые нравятся сугубо вам.
- Не слушать непрошенных советов.
- Черпать вдохновение в искусстве предшественников и исторических событиях.
- Если есть выбор сделать что-то безопасно понятное или что-то экспериментально-рискованное, необходимо оценить ситуацию. Выбор второго приблизит к познанию себя как автора, а первого повысит техническое исполнение.
- Если проект провалился, просто переходить к следующему.