33 подписчика

История «русской ракеты» — мотоцикла «Восток»

Дебютная гонка мотоцикла С-364 на Гран-при ГДР

В середине 1960-х партийная верхушка СССР приняла решение об участии в международных шоссейно-кольцевых соревнованиях с целью демонстрации Западу спортивно-технического потенциала страны Советов. Для этих целей были выделены средства для постройки гоночного мотоцикла «Восток». Конструкторы Серпуховского мотоциклетного завода принялись за работу. Уже через несколько лет завод из Серпухова представил мотоцикл, получивший обозначение С-364.

Модель С-364 была оснащена четырехцилиндровым мотором с двумя верхними
распредвалами, приводимыми коническими шестернями. Коробка передач
шестиступенчатая, а сцепление сухое, многодисковое. По конструкции рама
напоминает раму Norton Featherbed модели Manx.

Уже в дебютной гонке для этого мотоцикла Николай Севостьянов и Эндель Кийса из Эстонии на Gran Prix ГДР заняли в квалификации второе и третье места, соответственно. В гонке 500-кубовых мотоциклов Севостьянов финишировал четвертым. Опередить на том этапе его смогли только маститые гранды: Майк Хейлвуд на итальянской MV Agusta, да Майк Дафф и Пэдди Драйвер на английских Matchless.Чуть позже Севостьянов повторил этот результат в гонке, проходившей в Финляндии. Его партнер по команде Эндель Кийса занял третье место в классе 350-кубовых мотоциклов — это первый в истории мотоспорта случай, когда пилот из СССР поднялся на подиум чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам! Появление нового гоночного мотоцикла в классе «350» вызвало интерес как у советских, так и у зарубежных специалистов.

С-565 "Восток» Двигатель С-565
С-565 "Восток» Двигатель С-565

На этом череда громких достижений советского спортсменов не закончилась. Ровно через год на этапе Гран-при в чешском Брно Севостьянов повторил это достижение, вновь поднявшись на подиум. Позднее, на этапе в ФРГ, проходившем на легендарной трассе Nordschleife в Нюрбургринге, Кийса выиграл квалификацию в классе «350». К сожалению, реализовать преимущество поул-позиции ему не удалось — в гонке он финишировал только пятым.

Увы, несмотря на впечатляющее начало, партия быстро потеряла интерес к
мотогонкам и прекратила финансирование серпуховского КБ. Силами конструкторов мотоцикл продолжал дорабатываться и эволюционировать. На свет появился «Восток» С-565. На этот раз он получил новый обтекатель, бензобак и тормоза. Серьезные изменения коснулись рамы, однако наибольшее количество модификаций претерпел мотор. Так, его объем был увеличен с 350 до 500 «кубиков», а мощность достигла 80 л. с. Чтобы сегодня в полной мере оценить технический задел, достаточно вспомнить, что легендарный мотогонщик, итальянец Джакомо Агостини, имел в своём распоряжении гоночный мотоцикл MV Agusta мощностью 75 л. с. Максимальная скорость, которую новый «Восток» мог развить на прямой составляла 250 км/ч.

Двигатель С-565
Двигатель С-565

Севостьянов и Кийса провели еще два этапа в классе 500 куб. см. Николай занял четвертое место на Гран-при Финляндии 1968 года, навязав серьезную борьбу маститым гонщикам вроде Агостини и Финдли.

Дебютная гонка мотоцикла С-364 на Гран-при ГДР В середине 1960-х партийная верхушка СССР приняла решение об участии в международных шоссейно-кольцевых соревнованиях с целью демонстрации Западу...-4

С течением времени из-за отсутствия финансирования и, как следствие, невозможности дальнейших спортивных разработок мотоцикл скатился до уровня гонок стран содружества СССР — бороться на мировом уровне уже не представлялось возможным.