Жил на свете мальчишка - Степашка. Жил-не тужил, играл, как все дети. Брал формочки деревянные, мешал глины разные. Вместо куличиков лепил Степан, сын Иванов, плитки узорные.
Дело доброе, ибо рос мальчуган в семье цининных* дел мастеров. Пацана хвалили и даже подарками радовали – знаменитыми цветными плиточками мастеров заграничных, из самой Франции привезенными.
Но… родился Степашка не в том месте и не в то время. А может и дОлжно так быть. Город родной, Мстиславль, тогда центр одного из воеводств Великого княжества Литовского, постоянным бельмом был на глазу Руси, тоже Великой.
Страшен был год 1654 для Мстиславля: боярин Алексей Трубецкой взял город штурмом. Лютовал немало: погубил посады и замок пожаром, жители или погибли, или – как сирота уже Степашка, под приказом и принуждением перебрались с Трубецким жить в Московию.
И… в Москве мальчонка мужает. Талант у него такой, что все вокруг диву дивятся... Панно и фризы из плиточек изразцовых, невиданными цветами украшенными – не было таких на Руси!
Обзаводится сирота мастерской своей и учениками. И прозвищем – Полубес. Ибо невозможно такую красоту руками человеческим творить, а Степану все удается.
Совсем скоро набожный Трубецкой «дарит» мастера патриарху Никону. Тому самому, что град небесный на землях русских ставит и реки наши Иорданями нарекает.
Восемь лет, до самой опалы Никона в 1666 г., Степан Полубес сотоварищи украшает Ново-Иерусалимский монастырь. Отсюда полетят его павлиньи сказки по всей Руси Великой…
Сначала Москва и Государь для себя прелесть невиданную захотели – палаты и печи, храмы и колокольни благостью расцветить.
Там Ярославль голову вскинул и учеников Полубеса принял. А дальше… На север и восток, даже Сибирия наследников Спепашки Иванова полюбила, горят радугой до сих пор изразцы в заснеженных Соликамске и Верхотурье…
!!!
А теперь вопрос на миллион. Материалов об изразцах я собрала ОЧЕНЬ МНОГО.
Сделать сериал из публикаций #архликбез_изразцы или сразу забабахать большой текст на Дзен? Что скажете?
***
Цининное дело: изготовление разноцветных изразцов. До мастера Полубеса на Руси были распространены или красные плитки, из глины, или муравленые – с поливой зеленых оттенков.
Как обычно, всегда с Вами - Надежда Бурлакова АРХликбез.
До новых встреч!