Найти тему
ГОРМАШЭКСПОРТ

Что делать, без «Кто виноват»?

Из самоизоляции стран можно извлечь пользу. Появилось время сосредоточиться на внутренних проблемах. Выстроить их по значимости, продумать рациональные решения, обосновать последовательные и реалистичные меры для достижения целей.

Среди явных приоритетов мусорная проблема. Пока она порождает конфликты: москвичи не могут пристроить свои отходы в другие регионы даже за деньги; обитатели окраин мешают делать из них свалки для «центровых» жителей мегаполисов. Сдвиги к лучшему в этой сфере оценили бы все: да, каждый в своей каюте, но лодка у всех одна; внешние события засвидетельствовали это грубо и зримо.

На организацию серьезной работы с мусором нужны время, силы, деньги. Ну так вот, время появилось! Для начала нужно спроектировать тот тоннель в конце которого забрезжит свет. Государство обязано привлечь специалистов и с их помощью обрисовать контуры будущей промышленности по ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ отходов. Поставить амбициозную цель: обеспечить разделение 90 процентов бытовых отходов, 60 процентов вернуть в хозяйственный и промышленный оборот, снизив для оставшихся класс экологической опасности. Это не абстрактное пожелание, а реальный прогноз на основе достижимых и проверенных практикой результатов. Есть профессионально проработанный предварительный проект схемы, который демонстрирует: сепарировать мусор технически не слишком сложная задача, если грамотно скомпилировать уже хорошо известные промышленные технологии из: а) горной добычи и обогащения, б) металлургии, в) химии, г) энергетики, д) производства цемента. Причём реализовать эту цепочку можно даже внутри отдельного региона - на базе машиностроительных предприятий Сибири. Хотя общероссийская промышленная кооперация была бы эффективнее.

Но критически важно сделать следующий шаг: НАЙТИ промышленное ПРИМЕНЕНИЕ каждому образцу полученного в результате разделения технологического сырья. Иначе мы снова создаём отходы, просто в другой форме! Необходимо формировать технологические цепочки по переработке этого вторичного сырья, разработать на него стандарты. Мы поймём, на какие именно составляющие требуется разделять отходы, как готовить каждый из этих сегментов к их дальнейшей переработке в продукцию: вещественную, компостную, энергетическую. Только комплексный подход позволит учесть долгосрочные интересы бизнеса – как крупного, так и мелкого – и обеспечит проекту экономический базис, а значит долгую жизнь.

Связно описать и логично выстроить новую сферу промышленности это сложная задача, которая требует скрупулезного анализа больших массивов информации. Организовать и проконтролировать такую деятельность в состоянии только государство. У него нет задачи отыскать в процедуре переработки отходов какую-то финансовую прибыль, его «выгода» - гарантия стабильности за счёт обеспечения благополучия собственных граждан.

Этот подход отличается от того, что происходит в мусорной реформе сейчас. Пока наше государство пытается снять остроту проблемы силами частного бизнеса, открыв ему доступ к мусорному обороту. Но в этой сфере предприниматели всё равно будут заниматься лишь локальными проектами, стремясь «склевать» своё рентабельное зёрнышко. С их помощью во вторичный оборот удастся вернуть не более 10-15 процентов общего объёма мусорной массы. Такое «сокращение» не остановит разрастания свалок. Меры должны быть согласованными, комплексными и всеобъемлющими. Инженерными навыками, техническими возможностями и временем на то, чтобы разработать и постепенно реализовать такую схему наша страна ПОКА ЕЩЁ располагает.