«Чайка» — гордость Горьковского Автомобильного Завода. Выпускали малой серией, как представительский автомобиль большого класса, с 1959 по 1981 год.
История появления легенды
Начало создания автомобиля ГАЗ-13 было положено в 1955 году, за основу был взят ГАЗ-12 "ЗИМ". Опытный образец получил название ГАЗ-12В "Чайка" за то, что имел на решетке радиатора изделие крыловидной формы, похожее на чайку. Внешне отличия были небольшими, за исключением отличия в объеме двигателя 4.9 и 5.5 литров. Вскоре производство "ЗИМ" было прекращено. Кузов, который начал производиться еще в послевоенные годы, безнадежно устарел. С Для придания автомобиля современного вида был приглашен дизайнер Лев Еремеев, который предложил взять за основу проекты американских моделей Packard Patrician и Caribbean. Изначально ГАЗ-13 выпускался, как седан с четырьмя дверьми и семиместным салоном повышенного, для тех времен, комфорта. Для "Чайки" был разработан мощный V-образный двигатель, который имел восемь цилиндров. В те годы алюминиевые части использовали редко, но для "Чайки" из него изготавливали головки блока цилиндров, сам блок цилиндров, облегченные поршни и более легкий коллектор. Помимо двигателя и внешнего дизайна "Чайка" была оснащена автоматической гидромеханической коробкой передач. Рычаг переключения был расположен слева под рулем. Для удобства переключения имелись обозначения: "Н" нейтральная скорость, "Т" тормоз или стоянка, "Д" движение вперед, "ЗХ" задняя скорость. Также ГАЗ-13 получил улучшенный карбюратор, который имел четыре камеры и гидравлический усилитель руля. Это стало настоящим прорывом в советском машиностроении. При разработке кузова конструкторы использовали более легкую раму, к которой крепились элементы кузова с помощью шестнадцати противовибрационных резиновых подушек. При этом машина стала больше чем ее предшественник, но масса осталась практически без изменений. Также данный кузов значительно увеличил свою жесткость и долговечность.
Развитие продолжилось в 1961 году, когда на свет появилась новая модель ГАЗ-13Б с кузовом "фаэтон", сегодня этот тип кузова называется "кабриолет". Автомобиль имел шестиместный просторный салон, без оконных рамок, для складывания крыши разработан электрогидравлический привод. В том же году поступил специальный заказ на выпуск более просторного салона. И конструкторы разработали ГАЗ-13а, в салоне которого имелась так называемая перегородка, которая закрывала от водителя пассажирское отделение. В 1962 году на автомобиле провели существенную модернизацию по изменению отдельных частей. Был изменен карбюратор, диски колес, тогда же автомобиль получил новый радиоприемник с автопоиском радиостанций и антенной с электроприводом, отделку салона заменили на более качественный материал.
1978 год стал для "Чайки" роковым, в этом году знаменитая модель была снята с серийного производства. Хотя отдельные модели семейства и дальше продолжали производить, но по отдельным заказам.
Модели "Чайки" ГАЗ-13.
Первый в своем роде седан имеющий четыре двери, три ряда шикарных сидений и просторный салон. ГАЗ-13А. Производился исключительно по специальным заказам, в большинстве случаев для сотрудников Министерства обороны. "Лимузин" имел перегородку между водительским и пассажирским сидениями. Сегодня известно лишь об одном экземпляре сохранившегося «лимузина» тех времен. ГАЗ-13Б. Это "Чайка" с откидным верхом «фаэтон» или "кабриолет". Крыша была мягкой и имела управляемую электрогидравлическую систему. Собирался этот автомобиль вручную и за все время производства было выпущено всего двадцать таких машин. ГАЗ-13С. Выпускался на заводе РАФ с 1973 г. по 1982 г. Это "Универсал" так же собирался вручную и имел большой салон и перегородку между водительским и пассажирским отделением. Использовался как санитарный транспорт, имел так же носилки.