«Антропология коллекционирования» — это уже вторая выставка, организованная известным коллекционером Сергеем Гнилицким в Музее модерна.
В прошлом году он познакомил своих земляков с авторской оловянной посудой марки «Кайзерцинн».
На этот раз посетители смогут увидеть разнообразные предметы искусства из обширной коллекции Гнилицкого.
Выставка имеет несколько тематических разделов: французский, латышский, еврейский, советский. Жемчужиной французской коллекции, конечно же, стал рисунок Эдгара Дега, выполненный на бумаге в технике цветной акватинты. На нем излюбленный сюжет художника: прима-балерина на сцене Гранд Опера.
Незабываемое впечатление производят офорты Виктора Пруве, одного из основателей знаменитой художественной школы Нанси. Это объединение успешно развивало идеи ар-нуво не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне мебели. Рядом с работами Пруве висит портрет самого художника, выполненный его другом Адриеном Рекуврером, а также каталог одной из его выставок.
Коллекционировать — это значит постоянно делать открытия. Сергей Гнилицкий рассказывает:
— Например, вот портрет Марии дель Вилар кисти Люсьена Верди. Танцовщица фламенко во Франции стала известной после того, как исполнила партию египетского жреца в одном из балетов. А вот фигурка жреца в стиле ар-деко, которую я переделал из чернильницы в настольный светильник. И только когда мы формировали экспозицию, искусствоведы Музея модерна подсказали мне, что статуэтка представляет собой фарфоровое изображение все той же Марии дель Вилар в ее знаменитой роли. Представьте, я до этого их не связывал между собой!
История появления некоторых предметов весьма необычна. К примеру, покрытый слоем грязи набросок известной художницы Александры Бриедис Сергей увидел в антикварной лавке, в разделе с товарами, которые отдавали за бесценок. А вот статуэтки, выполненные по блестящей серии офортов француза Жака Калло «Нищие», над которыми тот работал в 1622 году. Фигурки были воспроизведены в 1900 году в бисквите, необожженном фарфоре, германской фирмой Aelteste Volkstedt. Что заставило немцев в эпоху югендстиля обратиться к средневековой французской графике? В попытке получить ответ коллекционер собрал множество этих маленьких шедевров.
А некоторые произведения просто созвучны состоянию души, признается Гнилицкий. Вот картины латышского живописца Арвида Страуя. Этот живший в равнинной Латвии художник-самоучка основной темой своих пейзажей избрал горы. Он будто бы смотрел на мир с высоты их вершин. Так и человек, собирающий произведения искусства, уже не может ограничиться обыденной реальностью, он повсюду ищет прекрасное и высокое.
Выставка продлится до 5 мая. (0+)
Я родился и учился в Самаре, тут мне давали знания и вдохновляли на творчество. На определенном этапе жизни хочется сказать спасибо тем, кто тебя воспитал. Спасибо Самаре. Вместе с этой выставкой я хочу подарить городу праздник.Сергей Гнилицкий, коллекционер