Найти тему
Лица с картин

Как взрослела одна испанская принцесса

Испанская инфанта Маргарита Тереза с раннего детства знала, что её ждёт: она выйдет замуж за короля или императора и родит наследников, которые в свою очередь крепко-накрепко свяжут европейские государства династическими браками. Принцесса прожила всего 21 год, а потомкам на память осталось свыше десятка её портретов. И если рассматривать их в хронологическом порядке, то мы увидим, как из розовощёкого ангелочка Маргарита превратилась в… в типичную дочь династии Габсбургов. Сейчас сами всё увидите.

Инфанта родилась в 1651 году, её родители Филипп IV и Марианна Австрийская приходились друг другу дядей и племянницей. Первый портрет принцессы датирован 1653 годом, его, как и несколько последовавших, выполнил Диего Веласкес. Маргарите два года, она одета в нарядное платье и хороша, как может быть хороша только маленькая девочка.

Портрет инфанты Маргариты в розовом. Диего Веласкес, 1953 год. Музей истории искусств, Вена
Портрет инфанты Маргариты в розовом. Диего Веласкес, 1953 год. Музей истории искусств, Вена

Следующий портрет Веласкес написал в 1655 году. Маргарите четыре года, у неё прелестные золотые волосы и пухлые щёчки. Лица девочки ещё не коснулось «проклятие Габсбургов».

Портрет инфанты Маргариты. Диего Веласкес, 1655 год. Лцвр, Париж
Портрет инфанты Маргариты. Диего Веласкес, 1655 год. Лцвр, Париж

Следующий портрет – 1656 год. На пятилетней Маргарите «взрослое» платье с кринолином, но всё ещё видно, что это маленькая милая девочка, которая, правда, уже смотрит на художника каким-то уставшим взглядом. В том же году была написана знаменитая картина «Менины», где Маргарита вновь в центре внимания, она в окружении фрейлин, а рядом сам Веласкес пишет портрет её родителей.

1659 год. Платья на портретах инфанты становятся всё роскошнее и тяжелее, но сама она пока сохраняет детскую свежесть и прелесть лица. Впрочем, исследователи отмечают, что на этой картине восьмилетняя девочка изображена старше, чем была – этот портрет вместе с другими отослали австрийскому императору, будущему жениху.

Портрет инфанты Маргариты в голубом, 1659. Диего Веласкес, музей истории искусств, Вена
Портрет инфанты Маргариты в голубом, 1659. Диего Веласкес, музей истории искусств, Вена

В 1660 году Веласкес создал последний портрет Маргариты – в этом году художник умер. Эту картину также называют последней, где инфанта ещё хороша собой – черты девочки уже начинают приобретать фамильное сходство.

Портрет инфанты Маргариты, 1660. Диего Веласкес, Прадо, Мадрид
Портрет инфанты Маргариты, 1660. Диего Веласкес, Прадо, Мадрид

В 1663 году был заключён брачный договор: 12-летнюю Маргариту просватали за 23-летнего императора Леопольда I, который приходился ей дядей по материнской линии. Современники отмечали, что она так и звала мужа – «дядюшка». Но юная невеста отправится в Австрию только в 1666 году, а до этого ежегодно жениху будут отправлять по портрету – посмотреть, как растёт будущая супруга. Эти три картины представляют нам Маргариту совсем другой – золотые волосы как будто потускнели, лицо приобрело странные пропорции, в глазах пустота. На одном портрете она в трауре – в тот год умер её отец.

В истории записано, что брак Маргариты и Леопольда был счастливым: супруги любили друг друга, у них было много общих интересов. В 1667 году написан портрет Маргариты же в статусе императрицы – роскошный, карнавальный наряд и очень странное лицо.

Парный портрет императорской четы, 1667. Ян Томас, Музей истории искусств, Вена
Парный портрет императорской четы, 1667. Ян Томас, Музей истории искусств, Вена

А вот с наследниками у императорской четы складывалось плохо. Маргарита родила четверых детей, трое умерли во младенчестве, выжила лишь одна дочь. На портрете с ребёнком Маргарите 20 лет.

Портрет императрицы Маргариты Терезы с дочерью Марией Антонией, 1671. Беньямин фон Блок, дворец Хофбург
Портрет императрицы Маргариты Терезы с дочерью Марией Антонией, 1671. Беньямин фон Блок, дворец Хофбург

Надо сказать, что императрицу-испанку при австрийском дворе не любили. Она так и не выучила немецкий язык, её испанское окружение также вело себя весьма высокомерно по отношению к местной знати. Когда после очередных родов Маргарита серьёзно заболела, многие, не скрывая, желали ей смерти, чтобы император скорее мог жениться на «нормальной» женщине. Маргариты не стало в 1673 году. Уже спустя четыре месяца её любимый супруг женился вновь.