Добрый день! Вы на канале о нестандартом кинематографе.
Продолжаем говорить об авторском кино Стенли Кубрика.
Для тех кто только узнал о нашем канале, советую посмотреть предыдущие статьи : Ghost Scepter/.
Если вы пропустили предыдущие статьи:
Первая часть
Откровенный артхаус Кубрика
Гений Стэнли Кубрик
1. 2001 год: Космическая одиссея
Фильм для лиц страше 12 лет.
Бытует мнение, что великие истории попадаются великим творцам. Однако, если описать одну из самых запоминающихся и не побоюсь этого слова величайших историй кинематографа то получиться примерно следующее: Космическая экспедиция, где есть одноглазый робот в стенке, попадает в переплет, потому что робот решил не подчиняться низшим существам, и решил выбросить обоих за борт. А начинается все со стаи обезьян и палки. Не слишком великая история. Однако, таковой её делает, неповторимый Талант Стэнли Кубрика давшего истории о двух космонавтах, психоделическом гипнозе и огромном младенце.
Кубрику удается показать гнетущие бытие мира, еще со времен Австралопитеков. Мы дичь, для того кто крупнее, но когда нас много, и есть оружие, то охотники уже мы. Но кто после нас? Или мы вечны в своей форме и меняемся лишь косметически и движемся по прямой но какой? Кубрик дает свой вариант на эти философские изречения в своем не повторимом режиссерском стиле. Без слов, первую половину фильма, мы лишь наблюдаем, словно в глазок заглядывая одновременно в прошлое далекое и будущее, которое до сих пор не наступило. Еще до терминатора, страх перед искусственным интеллектом витал в головах людей. Как можно довериться машине, которая ведет вас в неизведанное. А если она сломается? А если машина столь умна, зачем ей подчиняться тем кто глупее её? Но в этом и заключается воля человека в преодолении препятствий. Он оказывается умнее, но если смоделировать 10 аналогичных ситуаций, то выйдет ли человек победителем? Ответ известен лишь создателю, этих ситуаций и самим испытуемым.
Ну а после эпичной битвы машины и человека, начинается, то, что будоражит умы ни одного поколения киноманов. Полотна различных цветов, открывающихся взору космонавта, и сводящие с ума фантазию зрителя, пытающихся понять вакханалию переливающихся волн цвета. Всё последующее сплошные интерпретации понимания каждого отдельного зрителя. Где оказался герой и кем впоследствии стал, или чем. Роскошный французский интерьер имеющий недостатки в понимании тех, кто принял главного героя. Недавно обнаружились слова режиссера о концовке фильма. Но думаю, что более, чем за тридцать лет, каждый посмотревший Одиссею, сам для себя решил, загадки предложенные мистером Кубриком. Историю делает великой творец, как и история превозносит творца к вопросам оставленными природой.
2. Цельнометаллическая оболочка
Фильм для лиц страше 16 лет.
Взгляд Кубрика на известные всем вещи всегда оказывается свежим и совершенно уникальным. Самой истории это, конечно, не касается, но то, как она рассказана, определенно стоит внимания. И если с сумасшествием глубоко-личным режиссёр уже работал, в «Цельнометаллической оболочке» идёт работа с сумасшествием массовым, что технически намного сложнее. Ну не ад ли?
И вопрос этот, что подсознательно сообщает постановщик зрителю, является сугубо риторическим. Всё это потому что война, какой бы она ни была, - многолика и сама по себе противоречит человеческой природе. Всегда есть Кучи, которые навряд ли протянут даже начальный этап, есть Шутники (само имя которых излучает жесточайшую иронию) и есть Зверюги, для которых боевые окопы, что мать родная. В этом многообразии и кроется тот хаос, что пытался донести режиссёр. И речь сейчас идёт не о политическом содержании, а об устройстве мысли и смысле, как таковом.
Конкретного «периметра» не проводится, но картина про будни американских морпехов безусловно разделена на две части: вводную и содержательную. Вводная рассказывает нам про суровую «учебку», где блистательный и совершенно натуральный Ли Эрми, ветеран вьетнамской компании, учит «молодняк» жизни, заставляя последних потеть, унижаться и есть пончики. Подкрепляется это шикарнейшей словесной импровизацией и, в какой-то мере, схожестью с армией отечественной (а потому - совсем уж не чуждо). Но игра слов и жестокий армейский юмор приводят новоиспеченных бойцов в самое пекло - границу Северного и Южного Вьетнама, где и тумаки командиров становятся ценой чьих-то жизней, и хохмы рядового Шутника приобретают совершенно иной смысл.
Вообще, философствовать на эту тему можно долго и бесполезно. Тот «перескок», что совершает Кубрик, весьма виртуозный и неожиданный. Те «зеленые» воины демократии вместе со зрителем не понимают, когда кончается прикол и начинается смерть. И это чувство глубокой трагедии, незаметно переросшей из безобидной и обыденной комедии (пусть и грубой), даёт понять, «рождённые убивать» - просто дети, поддерживаемые ниточками таких же обиженных детей. Вот и противоречия на голове и груди рядового Джеймса дают понять, что на деле всё гораздо сложнее. Ну а хвататься за винтовки - способ самый простой и тупой, о чем явственно говорит песенка Клуба Микки Мауса, печально подводя итог всего этого шапито. А за что умирали то?
3. Лолита
Фильм для лиц старше 16 лет.
Каждый, кто прикасается к какому-либо произведению, в первую очередь оценивает его со своей личной позиции.
Для режиссера личной позиции, скажем так, маловато. Надо раскрыть замысел Автора, характер его персонажа, интригу... Надо стать 'гением', чтобы понять 'гения'.
Кубрик очень скрупулезно, шаг за шагом, медленно подходит к каждому герою, и каждый из них, даже самый заурядный, проходной, становится отдельной весомой личностью. Кубрик просто выписывает нюансы каждого, любая мелочь бросается в глаза и запоминается, как черта персонажа.
Лолита, как и ее мама, самая заурядная ограниченная девочка: она фантазерка, мечтающая о карьере артистки, влюбленная в свой идеал мужчины. Гумберт для нее … никто... она без сожаления его бросает и обращается вновь только за деньгами...
В новом варианте 1997 года Лолита приобретает новые черты, более осмысленные, ей отведено больше внимания, особенно ее душевным переживаниям, но так ли это ?
Единственным героем является Гумберт! Его история - это рассказ о наших впечатлениях ранней юности, которые навсегда формируют наши предпочтения во всем ! наши желания, вкусы, даже наше будущее...
Спасибо за просмотр!