Нынче многие рассуждают об обществе потребления, о том, что люди из кожи вон лезут, чтоб выглядеть «статусно», даже если за душой у них нет ничего. Ваш покорный слуга, живя в казахстанском Таразе, то есть в Средней Азии и, помотавшись по восточной Европе и европейской части России, сделал для себя занимательные наблюдения о совершенно разных подходах к «статусности» в Европе и Азии. Даже не сколько в Европе и в Азии, сколько в европейской и азиатской частях бывшего СССР.
Азия.
В постсоветской Средней Азии, «статусность» - это, условно говоря: «У меня должно быть все самое крутое, чтобы мое окружение слюной от зависти изошло». И, ради этой цели, люди частенько урезают самих себя во всем и лезут в кучу кредитов, лишь бы выглядеть «очень круто», лишь бы им завидовали, лишь бы их обсуждали.
Европа.
В постсоветской Восточной Европе, да и европейской части России тоже «статусность» - это «не быть хуже, чем окружение», «быть всегда в тренде», «быть всегда своим». На это явление я вдоволь насмотрелся в Калининграде и в Минске. Логика интересная: «если у друзей/подруг последние айфончики, то и у меня должен быть такой же! А то скажут, что я нищеброд какой-то!». Как и в «азиатском» случае, плевать на кредиты, плевать, если дома не будет ничего кроме пакета доширака, главное – не выделяться из своей компании.
Разница между азиатскими «попытками выделиться» и европейским «подражанием» одна из немногих мелочей, демонстрирующих колоссальную разницу между европейским и азиатским менталитетами.
Киплинг говорил: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Вот уж, действительно…
P.S. В Западной Европе я не был, поэтому мои наблюдения и ограничены территорией бывшего СССР. Но, по словам моих знакомых, живущих в западноевропейских странах (конкретно – во Франции и Германии), вышеописанный восточноевропейский подход к «статусности» справедлив и для «Старой Европы».