Найти тему

Майкоп. 2006 год.

Очень короткий пост о городе Майкопе, столице региона №1 нашей страны (это республика Адыгея). В посте будет мало фотографий, но много текста. Это март 2006 года, и я еще не был отпетым фотоблоггером.

Часть фото (летние) взяты у alex_brab — коллеги и сопутешественника, которому отчеты писать некогда. У него фотографии уже не 2006, а 2009 г.

Небольшое вступление о том, что «Регион №1» такое и с чем его едят:

Общие начертания Адыгеи на карте напоминают осьминога или сложный зуб с корнями. Дело в том, что в республику вошли места проживания преимущественно именно этнических адыгейцев, поэтому поселения очень романтично называются не деревнями, а аулами. В равнинной части Кубани аулы смотрятся смешно, но такова жизнь — деревень с названиями Пшикуйхабль, Вочепший или Мамхег не бывает. Внешне от прочих селений страны они не отличаются, если только не считать традиционной любви кавказцев к богатым заборам.

Исторически все эти казачьи станицы и аулы стояли на защитных линиях (маленькие крепости для защиты от горцев) и входили в Майкопский и Екатеринодарский отделы Кубанской области. И в особенно больших и преуспевающих не числились. Хотя город Майкоп в 1913 году насчитывал целых 39 тысяч человек и по количеству населения был сравним с Новороссийском (губернским центром в те времена, между прочим).

После революции началось выделение национальных областей по всей РСФСР и Адыгея (с 1922 г.) стала такой областью. Столица изначально правда была в Краснодаре, но уже в 1936 г. переехала в Майкоп. Регалии в виде ордена Ленина (1957) и ордена Дружбы Народов (1972) совершенно обычны и для прочих АО в СССР т.е. получены по разнорядке. Во времена лихих девяностых из скромнейшего АО в составе РСФСР территория стала сначала АССР (1990), а потом и вовсе отдельной республикой. Парад суверенитетов, а также головокружительная карьера, да.

Поскольку ни с кем кроме Краснодарского края эта республика не граничит, то и ближайшим центром цивилизации является Краснодар, благо он находится через речку Кубань с Тахтамукайским (дада, так называется!) районом.

Поэтому дорога в Майкоп начинается от автовокзала, расположенного рядом с железнодорожным вокзалом «Краснодар-I».

Левый автобус №666 отправляется в Ад Усть-Лабинск, а правый №696 — в Майкоп.

-2

Расшифровка названия «Майкоп» проста и однозначна. Мыекъуапэ (адыг.) — долина диких яблонь. Домашние растут тоже отлично, и достигают потрясающих... не размеров, но количеств.

Ленин стоит как бы на бочке с огурцами.

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Первое, чем город поражает — гигантским бетонным бассейном в парке. Майкопцам захотелось моря и они его сами себе сделали.

Это я снимаю снизу, ранней весной вода спущена.

-4

А вот Brab летом. Практически Лазурный берег.

Фото alex_brab
Фото alex_brab

А в парке, действительным детям составляют конкуренцию дети подросшие. Многочисленные солдаты местной мотострелковой бригады считают этот парк прекрасным местом для гуляния в увольнении (потому, что ничего более светского и культурного в Майкопе нет). От других парков отдыха в стране отличается, пожалуй что, нетипичными растениями (у сосен иголки по полметра).

На той стороне вездесущий частный сектор. И горы.

-6

Река Белая (как в Уфе!) разделяет равнину с лесистыми горами. Редко где увидишь такую четкую границу.

Как и любая горная река — вне паводка смехотворна.

-7

Горы прямо по курсу.

-8

Новодельная мечеть с пластиковыми дверьми хоть и велика размером, но все же как-то одиноко смотрится в совсем советском городе.

-9

Стоит она возле памятника «Навеки с Россией» и на этой же площади находится управление майкопских кубанских казаков. По-моему, смешное сочетание.

-10

Или вот еще общественная организация. Союз русского славянского народа.

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Но мечеть архитектурно дОвлеет.

-12

Самое архитектурно мощное здание города. Бывает пламенеющая готика, а это пламенеющий промарх.

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Солодовенный цех пивоваренного завода (1910 г.)

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Башни здорово напоминают минареты.

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Безусловно, стоит сходить на рынок. Безусловно! Республика очень даже сельская и продавать свою продукцию разнообразные колхозники могут и без перекупщиков. Особенно обратите внимание на адыгейский сыр. Это НЕ грузинский сулгуни, это совсем другое.

Железнодорожный вокзал такой маленький, чистый и аккуратный, что кажется, будто ты попал в Швейцарию.

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Хотя вообше для Адыгеи такое впечатление не свойственно :). Он не тупиковый, дорога продолжается еще до Хаджоха, но туда ходит лишь один местный поезд. А вот на север идет основное движение — быстрая электричка до Адлера и обыкновенные до Белореченской (узловой станции, которая часто и выполняет роль железнодорожных ворот в республику). Хотя бывает, что назначают и отдельные прицепные вагоны Майкоп — Москва.

Много всяких артефактов прошлого.

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Вау!

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Внутригородские автобусы попадаются редко (маршрутки).

Фото alex_brab
Фото alex_brab

Но зато есть троллейбусы! Да, они старые, но горожанами любимые. И экологичные к тому же. Стоят недорого, поскольку муниципальный транспорт на юге вообще умерен в ценах. Только вот есть вероятность, что когда последний троллейбусный корпус развалиться от старости, муниципалитет новых не купит.

Прощаемся со столицей региона №1.

-20

Ехать туда, в общем, незачем, там нужно просто жить и радоваться жизни.