Найти в Дзене
LCFR

Проблемы развитие отечественной микроэлектроники и пути их решения

Оглавление

Неконкурентоспособность

Отставание российской микроэлектроники от микроэлектроники зарубежных крупных компаний, обусловлено комплексом взаимосвязанных объективных факторов. Первая и самая главная проблема российского продукта, это его техническая неконкурентоспособность, так, например, отечественный процессор «Эльбрус 8С» по всем техническим характеристикам уступает даже не самому последнему процессору компании intel.

Однако стоит признать, что выпущенная в скором времени модификация «Эльбрус 8СВ», продемонстрировала довольно таки неплохой прогресс, увеличив тактовую частоту до 1,5 Ггц и также Пиковая производительность микросхемы возросла до 288 GFLOPS.

Низкие продажи при специфичных для сектора высоких финансовых затратах, приводят к низкой рентабельности сферы, из низкой рентабельности и при высоких затратах производитель вынужден повышать цену на продукт выше цены конкурентов, что ещё больше понижает спрос на продукцию.

Необходимость крупных финансовых вложений

Высокотехнологичное производство является одним из самых дорогих в плане обеспечения и так же одним из самых рискованных видов производства. Ряд факторов делает этот бизнес не столь привлекателен к таким факторам относятся:

  • необходимость постоянного самосовершенствования продукта и как следствие проведение дорогостоящих научно-технических исследований. Так, например, Intel и AMD вкладывают миллиарды долларов только в научные исследования, в то время как с 2011 – 2017 год, вся отрасль российской микроэлектроники получила государственной поддержки на 80 миллиардов рублей;
  • высокие риски потери вложений. Рискованность отрасли, при плохой рентабельности, отпугивает инвесторов. Зачем вкладывать крупные суммы, в компанию которая может разориться на провальном исследовании или к моменту выпуска продукция может утратить конкурентоспособность?! При таком случае риски для частного инвестора неоправданно высоки;
  • большие затраты на организацию производства. Постройка заводов, те же исследование, покупка лицензий или разработка технологий с нуля, наем и содержание высококвалифицированного персонала, выход на мировой рынок, организация всей линии производства или закупка комплектующих.

Коррупция

Коррупция - прародительница всех бед России и отставания микроэлектроники не исключение. Распил и кумовство сводит на нет все вложенные в поддержку отрасли средства, ведь не имеет значения как много будет вложено в развитие наукоемкого производства, если только малая часть тех денег действительно пойдет на научные исследования и разработки, неважно сколько денег будет отдано компании, если эти деньги будут отданы не производителю российской продукции, а дистрибьютеру норвежской. Есть ли смысл устраивать тендеры для отечественных компаний, если победит всё равно «свой человек»?! Поэтому искоренение коррупции при протекционизме отечественного секатора электроники и цифровой продукции, должно быть не менее приоритетным направлением.

Игнорирование потребительского сектора

Российские компании, работающие в отрасли наукоёмкого производства, зачастую игнорируют потребительский сектор. Это к сожалению закономерный исход, сложившийся в следствии условий рынка, а также связанно с тем что государство является основным источником поддержки и как правило основным потребителем, а значит и работать нужно там, где выгодно, на оборонно-промышленный комплекс. По заявлению президента РФ Владимира Путина: «отечественные производители занимают сейчас только 16% (российского) гражданского сектора микроэлектроники». Однако государству нужно смотреть наперёд и готовиться к выходу российских технологий в гражданскую сферу, а именно подготовить ПО (программное обеспечение) для российского «железа», то есть уже сейчас нужно поддерживать и сферу производства цифровой продукции, ведь в будущем на придется столкнутся и с отставанием в других сферах, связанных с цифровой экономикой, где будет необходимо заполнять эти пробелы и применять госрегулирование по тем же причинам, что и в вопросе микроэлектроники и тогда возникает вопрос: кто будет делать программы, игры и прочие цифровые продукты для российских компьютеров?!

Кадровый голод

«…Кадры решают всё» - говорил Иосиф Виссарионович Сталин, и как показал отток специалистов в 1990х годах говорил он все верно. Такие специалисты, как Владимир Пентковский, разработчик русскоязычного языка программирования эль-76 и принимал участие в разработке суперкомпьютеров Эльбрус-1 и Эльбрус-2, а с 1993 года устроился в intel и стал одним из авторов архитектуры для процессора Pentium 3. Здесь перед нами снова возникает комплекс проблем, где каждый из них достойна отдельного анализа, а скорее полноценного научного исследования. Для начала стоит сказать об образовании, на данный момент наше образование представляет из себя громоздкую систему, что совершенно неприемлемо учитывая современные темпы развития и изменения технологий. Текущие образовательные программы сильно отстают от требований времени, и его реальная эффективность зависит от преподавателей и самостоятельного обучение самих студентов. Зачастую сейчас программированию учатся самостоятельно при помощи интернета, в особенности программирование сейчас страдает нехваткой квалифицированных преподавателей, технического обеспечения (в провинциальных технических колледжах нету ни материального оборудования, ни специального программного обеспечения) и в лучшем случае студентам приходиться работать на собственном персональном компьютере, однако это дискредитирует образование, как институт, ведь зачем посещать учебное заведение, если реальные знания то получаешь не в стенах университета, а дома за ПК из видео в интернете. Второй проблемой является отток человеческого капитала из страны, это проблема помимо экономической стороны (заработной платы) имеет и обширный комплекс социальных факторов, так, например, по результатам интервью с десятком респондентов из среды студентов высокотехнологических специальностей, к основным мотивам работы за рубежом относят: деградацию и вымирание российского народа, низкие карьерные перспективы, плохое качество образования, беззаконие и коррупцию, отсутствие политических свобод, недостаточное внимание властей к развитию российской науки.

Мои Рекомендации\пути решения

Далее в порядке, соответствующем заявленным проблемам я изложу предполагаемые методы решения.

  • Создание, на базе крупных технических институтов, глобального государственного проекта по проведению научно-технических исследований в сфере микроэлектроники, при курировании специальной комиссии. Результаты данных исследований предоставить российским техническим компаниям в рамках поддержки отрасли. Целями данного проекта является формирование штата высококвалифицированных профессионалов в сфере микроэлектроники и проведение собственной государственной исследовательской деятельности с целью продажи или предоставления технологий российским компаниям.
  • Создание искусственного спроса на технологии российских компаний путем перехода государственных учреждений на использование отечественного софта и техники. Процесс должен координироваться масштабным планом госзакупок созданным на условии разумного перехода (например, если организация в силу объективных обстоятельств не может полностью перейти на использования российских технологий, выработать индивидуальный процент допустимых иностранных технологий) за соблюдением данного плана будет назначена специальная комиссия созданная на правительственном уровне, также в функции этой комиссии будет антикоррупционная экспертиза и противодействие актам коррупции при составлении и реализации плана.
  • Формирование реестра стратегически важных отраслевых компаний, занимающихся развитием и производством микроэлектроники, для включения в данный реестр компании должны производить свою продукцию на территории России и владеть 51 процентом акций также должен граждане России или юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации. Компании из данного реестра являются приоритетными для госзаказов, могут рассчитывать на особые налоговые послабления, финансовую поддержку, доступ к исследованиям, проводимым в рамках государственного исследовательского проекта (см. пункт 1), подбор высококвалифицированных кадров для данных компаний.
  • Страхование вложений в научно-технические исследования. Государство при оценке рисков и после проведения антикоррупционной экспертизы, могло бы страховать часть средств, потраченных на научно-исследовательские операции стратегически важных компании.
  • Ужесточенный контроль прокуратуры и специальных комиссий над использованием средств государственной поддержки. Проведение антикоррупционных экспертиз госзаказов и деятельности субсидируемых компаний.
  • Формирование стратегии развития цифровой экономики с учетом выхода российских компьютеров и компонентов на гражданский рынок. Поддержка производителя отечественного софта и протекционизм российских компаний, занимающихся информационными технологиями.
  • Постановка цели расширить долю отечественной электроники в гражданском секторе российской экономики.
  • Точечная вербовка иностранных специалистов с целью привлечения к обучению наших будущих профессионалов, зарубежным навыкам и технологиям. Также к этому относится привлечение иностранных ученых к исследовательской деятельности на благо Российской Федерации.
  • Оперативное развитие образовательных программ для их соответствия требованию времени.
  • Увеличение престижа профессии педагога и повышение престижа научной деятельности.
  • Повышение финансирования российской науки. И доведение зарплат преподавателей до достойного уровня. С текущими зарплатами не удивительно, что в какой ни будь онлайн школе программирования знаний, дают больше чем в высшем образовательном учреждении на той же специальности. Ведь зачем хорошему специалисту идти преподавать в вуз за 20000 рублей, если на курсах у него и работы меньше и зарплата около 40000 рублей.
  • Ориентировка образовательных учреждений на самостоятельное обучение студентов. В силу объективных обстоятельств на данный момент у колледжей, да и у многих вузов нету возможности быстро адаптироваться под изменяющиеся тенденции современного мира и поэтому стоит давать основы, а более глубокое изучение предмета давать познавать самостоятельно. При такой модели задачей вуза будет консультирование, мотивирование, организация возможностей для обучения и осуществления контроля знаний.