2,1K подписчиков

ТОРГОВЛЮ РАСШИРЯЕМ, А РАБОТАТЬ НЕКОМУ

Торговля в Нижнекамске не стоит на месте. Становится больше предприятий розничной торговли, открываются десятки новых объектов: супермаркеты, торговые центры, столовые, кафе и рестораны. Меняется внешний облик магазинов, расширяется ассортимент представленных в них товаров. Порой от нижнекамцев можно услышать, что, мол, хватит уже нам магазинов и торговых центров. Как обстоят дела на нижнекамском торговом фронте, «ВГ» спросила начальника отдела торговли и потребительских услуг исполкома НМР Марата ВАФИНА.

Торговля в Нижнекамске не стоит на месте. Становится больше предприятий розничной торговли, открываются десятки новых объектов: супермаркеты, торговые центры, столовые, кафе и рестораны.

- Марат Харасович, какими темпами развивается сфера торговли в Нижнекамске?

- Сама по себе современная торговля получила мощный толчок к развитию в девяностые годы в связи с переходом экономики страны на рыночные рельсы. Тогда, как многие помнят, были талоны на питание, «бартеризация», активничали «челноки», на предприятиях начались задержки зарплаты. Всё происходящее называли не иначе как «дикий рынок». Более цивилизованно торговля в Нижнекамске стала развиваться с 2006 года, когда началось активное строительство магазинов. Сегодня в НМР - 704 стационарных торговых объекта, 46 из них - крупные торговые центры. Только в прошлом году было введено 4,5 тыс. кв. м торговых площадей, а всего - более 250 тыс. кв. м. Для сравнения - в 2015 году было 232 тыс. кв. м. Так что темпы приличные.

- Какие объекты ожидать в ближайшем будущем?

- В настоящее время ведётся строительство новых торговых объектов общей площадью 146 тыс. кв. м, включая торгово-развлекательный комплекс «Рамус-Молл». Фактически он станет самым большим ТЦ в республике - 120 тыс. кв. м. Амбициозный проект включает многоярусную парковку на 500 автомобилей, кинозал, детские площадки, фитнес-центр, бассейны, салоны красоты - всё, что нужно для активного отдыха. Более 500 арендаторов смогут начать в «Рамус-Молле» предпринимательскую деятельность, это создаст около 3 тыс. рабочих мест. У этого комплекса есть все шансы стать местом притяжения всего Закамья.

- Горожане говорят, что в городе уже достаточно крупных торговых центров, пока найдёшь в огромных залах молоко, хлеб да десяток яиц, можно заблудиться. Также и советник главы по вопросам архитектуры и градостроительства Фирдавис ХАНОВ недавно высказался, мол, предприниматели, как горячие пирожки, один за другим лепят торговые центры.

- Сколько людей - столько и мнений. Я вам приведу точку зрения другой половины горожан, которые утверждают, что в Нижнекамске мало торговых центров. Ведь крупный ТЦ - это не просто место торговли, а своего рода развлекательный комплекс, где можно отовариться разными покупками и с пользой провести время, поесть в кафе, заглянуть в кинотеатр, поиграть с ребёнком в детском зале и многое другое.

- Как Нижнекамск выглядит по обеспеченности торговыми площадями по сравнению с соседями?

- В цифрах это выглядит так: у нас 490 кв. м торговых площадей на 1 тысячу человек, в Альметьевске - 619 кв. м, в Челнах - 702 кв. м, в Казани - 886 кв. м Нашей торговле есть к чему стремиться.

- А как обстоят дела с общепитом?

- В НМР работает 265 объектов общественного питания. 164 из них - это столовые на промышленных предприятиях и в общеобразовательных учреждениях, 13 ресторанов, 88 кафе, общее количество посадочных мест - около 19 тысяч. С годами их становится больше. Помимо традиционной европейской кухни, в городе пользуются популярностью суши-бары, мусульманские кафе, кафе с национальными видами кухонь, а также предприятия сезонного типа: летние залы и веранды при стационарных ресторанах. В 2018 году открылся бар «Топ-Хоп» с интересным для посетителей интерьером на 100 посадочных мест. Начал работать рестобар «Zoom» на 120 мест, где представлена японская и европейская кухни. Общественное питание показывает неплохой товарооборот: по сравнению с 2017 годом он вырос на 29% и составил 3,3 млрд рублей. В городе появились заведения типа старых добрых советских столовых с линиями раздачи, но с современным ассортиментом блюд и довольно демократичными ценами. Они весьма востребованы и не пустуют.

А бытовые услуги в прошлом году предоставили 496 предприятий. Трудятся в них более 2 тысяч работников. Объём реализации составил 770 млн рублей - на 25% больше, чем в 2017 году.

- Растёт ли оборот розничной торговли? Люди жалуются, что зарплаты у них не растут, значит, и покупать они больше прежнего не могут…

- А цифры говорят о другом: с каждым годом оборот розничной торговли увеличивается. В 2016 году он составлял 18,1 млрд рублей, в 2017-м - 23,3 млрд, а в 2018-м - уже 30 млрд рублей, то есть на 30% больше предыдущего года. Не уверен, что все эти покупки сделаны только в кредит. В сфере торговли заняты более 9 тысяч человек со средней заработной платой 20 тысяч рублей.

- Как в Нижнекамске обстоят дела с качественным наполнением, разнообразием?

- Всегда есть куда стремиться. Сферу торговли можно развивать ещё более активно - для улучшения качества, увеличения ассортимента, спроса, удовлетворённости населения. Если в дефицитные времена люди видели на прилавке только два вида колбасы - с жиром и без, то сегодня покупатель может выбрать этот продукт из сотен наименований. У человека должен быть выбор, и он должен быть достойным.

- В связи с этим может возникнуть замешательство - что выбрать?

- Для этого надо самообразовываться. Многие пожилые люди привыкли брать что подешевле, а про состав продукта не думают. Роспотребнадзор и Ветнадзор жёстко контролируют эту позицию. Кстати, с 1 июля порядок должен наступить в торговле молочной продукций: натурпродукты и с содержанием заменителя молочного жира должны теперь размещаться раздельно.

- Мы уже привыкли к сезонным ярмаркам. А насколько они выгодны?

- При нынешней рыночной ситуации организовывать сельскохозяйственные ярмарки необходимо. Население они обеспечивают продовольствием по приемлемым ценам, а для местных производителей - это один из немногих, если не единственный путь к потребителю. Успешная реализация произведённой ими продукции мотивирует увеличить количество товара, что позитивно влияет на предпринимательскую активность. Спрос на продукцию на сельхозярмарках достаточно велик и из года в год растёт. В этом году реализовано 856,64 т сельхозпродукции на 94,5 млн рублей, а год назад - 790 т на 85 млн рублей. Помимо сельскохозяйственных ярмарок, наш отдел организует торговлю на Масленицу, Пасху, Навруз, День Победы, Сабантуй. На Дне города уже становится доброй традицией проводить Фестиваль уличной еды.

- Какие самые важные проблемы нижнекамской торговли, на ваш взгляд, требуется решить немедленно и в ближайшей перспективе?

- Острая проблема - нехватка кадров. Торговлю расширяем, а работать некому. Поэтому первый вопрос, который нужно задать предпринимателю, открывающему магазин: где будете брать персонал? В этом плане хорошо работают крупные сетевые компании, у которых есть свои учебные центры. Они заинтересованы в своём развитии и подходят к этому профессионально. В малом бизнесе ситуация напряжённая, за прилавки встают вчерашние школьники, люди с улицы. Нужна более продуманная система обучения, повышения квалификации, которая делала бы профессию продавца престижной. В такой ответственной сфере, как торговля, должны работать профессионалы.