Святитель Николай.… Святитель Николай – один из самых почитаемых святых нашей Церкви. Его знают не только православные, но и калмыки-буддисты, называя его Микола-бухран (Правота веры), монголы называют его Саган-Убукгун (Белый старец) и питают к нему глубочайшее уважение. Жизнь и слава Николая Мирликийского – пример того, что истинная святость не нуждается в документальном биографическом подтверждении. Она сама по себе является самодостаточным и очевидным фактом. Мы почитаем святых не потому, что читали о них и знаем их биографию. А потому, что они здесь и сейчас находятся рядом с нами: помогают, молятся, заступаются за нас, участвуют в нашей жизни. Участие в жизни христиан святителя Николая было, есть и остается столь очевидным для многих поколений христиан, что не нуждается в каком-либо еще дополнительном подтверждении. До начала XX века имя Николай было одним из самых популярных. Почему же так случилось, что слава об этом святом разнеслась по всему миру? Может быть, потому, что при жизни он был настолько известен и популярен, что память о нем сохранилась через века? Нет, о его жизни вплоть до последнего времени было мало что известно. С именем Святителя Николая связанно много мифов и легенд, которые так переплелись между собой, что уже трудно отличить где вымысел, а где правда. Мы попытаемся в этом разобраться.
Доподлинно известно, что святитель родился около 270 года в городе Патаре Ликийской области в Малой Азии. Был единственным сыном своих родителей и получил хорошее образование, следовательно, родители у него были богатые. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.
Архимандритом Антонином (Капустиным), замечательным исследователем, в XIX веке было сделано открытие. Он доказал, что древние агиографы допустили смешение двух житий. В Ликии были два святителя Николая. Первый – Николай Мирликийский – жил в IV веке, при императоре Константине, а второй – Николай Пинарский – в VI и стал архиепископом при императоре Юстиниане I. Он долгое время был настоятелем Сионского монастыря. Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI веку. Более поздние переписчики ошибочно решили, что упоминаемые в разных текстах Святитель Николай Пинарский и Святитель Николай Великий – это один человек. Архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя…»
Святитель Николай Мирликийский был крепким мужчиной, ростом примерно 1 м 68 см, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей. Данные Манчестерского университета, учёные которого в 2009 году реконструировали по мощам внешность, доказали что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.
Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305). В 303 году Диоклитиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. Исследования в 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari), с разрешения Ватикана, сделал следующие заключение о болезнях святого. Повреждённые суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки. Профессор считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провёл в темнице около двадцати лет). После смерти Галерия (годы правления 305-311) его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (современный город Демре, провинция Анталия в Турции). Он боролся с язычеством, в частности ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.
Он также ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание, согласно которому во время Вселенского собора (325) святитель Николай дал пощёчину своему оппоненту Арию. Однако профессор церковной истории В. В. Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». При этом профессор, протоиерей В. Цыпин считает, что так как в наиболее достоверными документах упоминаются имена лишь некоторых отцов Собора, то не следует принимать этот аргумент всерьёз и не доверять церковному преданию. По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным, прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником». Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти, как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников. В результате исследования жития святого открылось еще множество малоизвестных фактов его биографии.
Например, святитель Николай спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Он поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили Литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» – все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, Святитель увидел, что солнце сильно слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию и накинул на солнечный луч, чтобы тот не ослеплял правителя. Мантия не упала, а повисла в воздухе! Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.
Кто-то из циников, наверное, подумает: да всё это поповские сказки. Нет, не сказки это! Сила действия благодати Божией не имеет границ и пределов возможностей. То, что мы и сейчас по молитве святому получаем просимое, только лишний раз подтверждает это высказывание. А снижение налога подтверждается историческими документами.
В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. И через окно бросил три мешочка с золотом и освободил семейство от духовной гибели. а по другой версии – высыпал деньги в обувь или в трубу, оттуда они попали в три развешенных носочка. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков от Санта-Клауса.
Святитель отошёл к Богу в возрасте 70-80 лет и был погребён в соборной церкви города Миры. Считалось, как бы ты мощи ни достал — они тебя все равно будут спасать. Бари был очень крупным портовым городом. Венеция — полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами свт. Николая как покровителя мореплавателей.
По латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как написано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая. Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. И вот в 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию, то есть в Западную Сирию. Проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками. Они хоронили своего полководца. Высадиться было нельзя, и баряне поспешно отплыли. А на обратном пути опять заехали в Миры. На этот раз никого из сельджуков они не встретили. Да и жителей Мир в городе было немного, большинство под угрозой набегов предпочло переселиться в горы. В храме cвт. Николая оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов пока зал, где находится святыня.
Надо сказать, что те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту прибытия барян его мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой, а не в нише с гробницей. Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей. Все же несколько десятков жителей Мир успели добежать до кораблей барян. Сил у них было недостаточно, чтобы вступить борьбу с вооруженным отрядом моряков, но плач стоял великий. В результате баряне хотя бы оставили икону святителя Николая, которую тоже было прихватили, и пожертвовали весьма значительную сумму денег храму великого чудотворца.
То, как выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари, очень трудно описать в агиографическом стиле как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.
Спустя 9 лет венецианцы похитили остальные части мощей святителя Николая и вывезли их в Венецию.
Вскрытие гробницы в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Но так повезло, что Луид жи Мартино, итальянский антрополог, исследовавший мощи, прожил довольно длинную жизнь. В молодости он исследовал мощи святителя Николая в Бари, а когда уже был очень пожилым человеком, исследовал его мощи в Венеции. И вот тогда, в 1992 году, он точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари.
Ныне около 65 % мощей святителя Николая находятся в католической базилике Святого Николая в Бари, под престолом алтаря крипты. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме Святого Николая на острове Лидо в Венеции, в раке над престолом. Мощи Святителя нетленны и источают миро, от которых исцелилось множество людей.
Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным.
На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089). Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен святителем Ефремом в 1097 году. По мнению Д. Г. Хрусталёва, на Руси этот праздник появился в 1092 году.
Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой.
Католики за пределами города Бари этот праздник редко почитают.
В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
Когда мы размышляем об образе Святителя Николая , я думаю, больше надо всматриваться в его иконы, чем различные списки и тексты его жития. По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от Пророка Божьего Моисея. То есть благодать очевидным способом была ему присуща. Я думаю, что это молчаливое общение с ликом позволит даже больше узнать первообраз, чем многочисленные тексты.