Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и Фонд всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представили результаты первой апробации о самых перспективных и популярных квалификациях в России.
В рамках исследования была поставлена задача выявить, какие требования предъявляют работодатели к квалификации своих работников и соискателей.
По инициативе Президента Российской Федерации с 2014 года развивается национальная система квалификаций. Происходит мониторинг рынка труда, определяются потребности экономики в квалифицированных кадрахи подготовке в системе образования. В реестре Минтруда описаны 1977 квалификаций, которые нуждаются в постоянном обновлении.
В рамках исследования было опрошено 13 000 работодателей- руководители предприятий, линейные руководители и сотрудники HR-служб, и было получены данные о 4691 квалификации.
В топ дефицитных квалификаций(поиск сотрудников затруднителен для работодателя) попали не только представители "редких" профессий, таких как "оператор по подземному ремонту скважин", но и выпускники ряда "популярных" профессий. Например, инженер (100% по шкале дефицитности), учитель (86%), врач (84%) вошли в топ-10 дефицитных профессий. Профессия "программист" (41%) вошла в топ-20.
Более четырех баллов по шкале важности для работодателя набрали качества: внимание на работу в коллективе, самообразование, деловая коммуникация, инициативность, применение информационно-коммуникационных технологий.
Из исследования понятно, что только 1,6% предприятий не проводят никаких мероприятий по повышению уровня образованияи квалификации сотрудников. А 26% работодателей практикуют на рабочих местах наставничество, 23% проводят инструктаж сотрудников, 21% обучают сотрудников в образовательных организациях и 18% проводят семинары, мастер-классы и тренинги.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются работодатели при заполнении вакансии на предприятии стали отсутствие претендентов (20%) или необходимой квалификации у соискателя (20%), низкий уровень заработной платы относительно других работодателей (15%), недостаток выпускников с данной квалификацией (13%),завышенные ожидания претендентов (8%). У 14% работодателей таких проблем не возникало.
Используя данные исследований и применяя проект "развитие квалификаций" можно значительно влиять на сокращение разрыва между запросами работодателей и подготовкой специалистов, а также правильным подбором персонала для конкретных квалификаций.