Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей организации, в которой выделены: генеральная цель (вершина дерева) и подчиненные ей под цели. Иерархия целей напрямую связана со структурой организации и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура организации и чем больше у нее различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. В любом случае всю совокупность целей, исходя из требований функционально-целевой модели системы управления организацией, можно подразделить на следующие виды: экономическая, научно-техническая, производственная, социальная, маркетинг, финансы.
Экономическая цель — получение прибыли от реализации продукции или услуг заданного объема и требуемого уровня качества.
Научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при постоянном повышении производительности труда на основе новых технологий.
Производственная цель — обеспечение выпуска планового объема продукции и оказания услуг заданного уровня качества и ритмичности производства.
Социальная цель — обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Маркетинг — проведение постоянных исследований запросов и предпочтений клиентов в отношении товаров и услуг.
Финансы — рациональное использование ресурсов, минимизация издержек.
Дерево цели строится сверху вниз с привлечение руководителей нижестоящих подразделений: наверху стоит видение и миссия организации, от миссии отходит главная цель, затем идет деком- позиция и редукция на цели (задачи) нижестоящих уровней. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее управления.
При построении дерева целей нужно использовать следующие принципы:
• главная цель должна описать конечный результат;
• при развертывании (декомпозиции) главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым условием достижения цели предыдущего уровня;
• количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и
сложности поставленных целей, структуры организации, иерархии ее управления;
• при формулировании целей разных уровней следует описывать
не способы их достижения, а желаемые результаты, выраженные каким-либо показателем;
• при формулировании целей разных уровней следует описывать
и не выводимы друг из друга;
• подцели одного уровня декомпозиции должны быть независимыми (параллельными) между собой;
• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие формулировку работ, которые могут быть выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки.
В построении дерева целей можно выделить три и более этапов, что определяется сложностью и размером организации:
первый этап: формирование главной цели организации;
второй этап: декомпозиция главной цели;
третий этап: декомпозиция целей второго уровня;
четвертый этап: декомпозиция целей третьего уровня и т.д.
На первом этапе формируется главная, глобальная цель организации или миссия, имеющая долгосрочный, стратегический характер и направленная на выживание организации. У организации может быть одна главная цель. В основе разработки главной цели лежит анализ внешней и внутренней среды организации, оценка ее ресурсов и возможностей. Анализ и оценка рынка позволяет определить возможности компании с учетом ее ресурсов работать в выбранном рыночном сегменте. Крайне важно соотнести ресурсные и инновационные возможности компании с запросами и потребностями предполагаемых для освоения рынков, т.е. с главной (стратегической) целью компании.
На втором этапе проводится декомпозиция главной цели организации на цели второго уровня. Формирование целей второго уровня по направлениям осуществляется в русле главной стратегической цели, что должно гарантировать ее реализацию. Цели второго уровня характеризуют специализированные направления деятельности организации (финансы, планирование, НИОКР). Каждое направление представляет четко очерченную сферу специализированной деятельности организации. Каждая цель второго уровня и необходимые для ее достижения цели последующих уровней представляет целевую про- грамму.
На третьем этапе осуществляется декомпозиция целей второго уровня в соответствии с конкретными задачами в пределах каждой целевой программы. Разработка целей третьего, четвертого и последующих уровней происходит при неукоснительном выполнении требования необходимости и достаточности целей третьего (четвертого и последующих) уровня. Количество уровней определяется структурой компании.
Целевая модель организации служит, во-первых, исходной базой для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение, и, во-вторых, основанием для разработки системы планов, на базе которых осуществляется общая функция управления — организовывание; это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.