Renoir Pierre Auguste
1841, Лимож — 1919, Кань, департамент Приморские Альпы
Ренуар был шестым ребёнком в семье портного и должен был рано начать зарабатывать на жизнь. В тринадцать лет он стал подмастерьем у живописца по фарфору (1854-1858 гг). Тогда он брал уроки у скульптора Галуэтта в бесплатной Школе рисунка Третьего парижского округа. Расписывал веера и делал геральдические рисунки для старшего брата Анри, медальера (1858-1859). В 1860 г. Ренуар получил разрешение копировать в Лувре (возобновлено в 1861-1864 годах). В 1861 г. поступил в студию Глейра, где сблизился с Моне, Сислеем и Базилем.
На следующий год допущен до занятий в Школе изящных искусств. На вступительных экзаменах прошел 68-м из 80. В 1864 г. его картину «Эсмеральда» приняти в Салон (после выставки Ренуар её уничтожил). Писал портреты, а также пейзажи в окрестностях Парижа. В картинах, исполненных в 1866-1868 годах, заметно влияние Курбе, преодоленное затем благодаря природному колористическому дарованию п примеру Моне. Работал вместе с Сислеем (в лесу Фонтенбло и в Берке, 1866) и с Базилем и Моне (1867). Салон 1867 г. не принял «Диану-охотницу». Допущенная в Салон следующего года «Лиза с зонтиком» получила высокую оценку Золя, Кастаньяри, Астрюка и других критиков. Посещал кафе Гербуа, место встреч будущих импрессионистов, Мане, Фантен-Латура и других живописцев.
Независимость от Салона
В 1872 г. Дюран-Рюэль купил «Мост искусств», но положение художника осталось неопределённым. Салон вновь отверг его картину («Парижанки в алжирских костюмах»). Ренуар выступил одним из инициаторов организации отдельных выставок, независимых от Салона, и принял участие в первой, второй, третьей и седьмой выставках импрессионистов (1874, 1876, 1877, 1882). Однако время от времени он посылал свои работы в Салон. Успех портрета «Мадам Шарпантье с детьми» в Салоне 1878 года принёс ему довольно широкое признание. 1870-е — начало 1880-х годов — период наивысших достижений Ренуара: тогда появились такие шедевры, как «Ложа», «Качели», «Бал в Мулен де ла Галетт», портреты Жанны Самари, «Завтрак гребцов», «Девушка с веером».
В 1870-х годах работал в Париже, за исключением недолгих пребываний у Моне в Аржантее (1873,1874)‚ у Альфонса Доде в Шанрозе (1876), а также в Варжемоне и Дьеппе (1879). Поездки в Алжир (1881) и в Италию (1881, 1882) привели к использованию более светлых и ярких красок. В Италии огромное впечатление на него произвела живопись Возрождения, в особенности Рафаэль. Вместе с Моне он совершил путешествие от Марселя до Генуи, навестив на обратном пути Сезанна. В 1880 г. Ренуар познакомился с молодой швеёй Алиной Шариго, которая позировала ему, а позднее стала его женой.
Ренуар применяет новый стиль
Считая, что импрессионизм умаляет роль рисунка, Ренуар отошел от прежней манеры и начал вводить в живопись четкие линии. Этот период (1884-1887) получает название жёсткого, или терпкого. В «Купальщицах», главном произведении нового стиля, художник вдохновлялся рельефом Жирардона. Отныне реминисценции искусства старых мастеров, в особенности XVIII века, всё чаще звучат в его полотнах. Необарочными тенденциями отмечен следующий период его творчества (1888-1898).
В 1890 г. Ренуар в последний раз участвовал в Салоне. После смерти Кайботта (1894), будучи его душеприказчином, боролся за передачу его коллекции Люксембургскому музею. Но встретил яростное сопротивление академических кругов: в его коллекции было множество выдающихся произведений импрессионистов. Ретроспектива Ренуара в Галерее Дюран-Рюэля (1892) утвердила его репутацию как одного из крупнейших мастеров современной живописи. В 1904 г. целый зал Осеннего салопа был отдан работам Ренуара.
В 1895-1897 гг. Ренуар жил в Эссуа. В 1898 переехал в Кань близ Ниццы и из-за прогрессирующего ревматизма редко покидал юг. Наряду с картинами занимался скульптурой (ему помогал скульптор Альбер Андре). В последние годы он был вынужден просить привязывать кисть к руке. Живопись стала более энергичной, раскованной и «барочной», в чём отразилось не только преклонение художника перед Рубенсом и другими мастерами XVIII столетия, но и стремление к самодовлеющей динамике форм.
Благодарим за проявленный интерес к статье и надеемся, что вам всё понравилось! Также эта статья доступна на нашем сайте. Заходите, подписывайтесь и ставьте лайки — это положительно повлияет на развитие проекта Artistium.art 🙂