Найти в Дзене
9 подписчиков

Ренуар Пьер Огюст (Французский художник)

Renoir Pierre Auguste 1841, Лимож — 1919, Кань, департамент Приморские Альпы Ренуар был шестым ребёнком в семье портного и должен был рано начать зарабатывать на жизнь.

Renoir Pierre Auguste

1841, Лимож — 1919, Кань, департамент Приморские Альпы

Ренуар был шестым ребёнком в семье портного и должен был рано начать зарабатывать на жизнь. В тринадцать лет он стал подмастерьем у живописца по фарфору (1854-1858 гг). Тогда он брал уроки у скульптора Галуэтта в бесплатной Школе рисунка Третьего парижского округа. Расписывал веера и делал геральдические рисунки для старшего брата Анри, медальера (1858-1859). В 1860 г. Ренуар получил разрешение копировать в Лувре (возобновлено в 1861-1864 годах). В 1861 г. поступил в студию Глейра, где сблизился с МонеСислеем и Базилем. 

На следующий год допущен до занятий в Школе изящных искусств. На вступительных экзаменах прошел 68-м из 80. В 1864 г. его картину «Эсмеральда» приняти в Салон (после выставки Ренуар её уничтожил). Писал портреты, а также пейзажи в окрестностях Парижа. В картинах, исполненных в 1866-1868 годах, заметно влияние Курбе, преодоленное затем благодаря природному колористическому дарованию п примеру Моне. Работал вместе с Сислеем (в лесу Фонтенбло и в Берке, 1866) и с Базилем и Моне (1867). Салон 1867 г. не принял «Диану-охотницу». Допущенная в Салон следующего года «Лиза с зонтиком» получила высокую оценку Золя, Кастаньяри, Астрюка и других критиков. Посещал кафе Гербуа, место встреч будущих импрессионистов, Мане, Фантен-Латура и других живописцев.

Ренуар Пьер Огюст. Дама в чёрном
Ренуар Пьер Огюст. Дама в чёрном

Независимость от Салона

В 1872 г. Дюран-Рюэль купил «Мост искусств», но положение художника осталось неопределённым. Салон вновь отверг его картину («Парижанки в алжирских костюмах»). Ренуар выступил одним из инициаторов организации отдельных выставок, независимых от Салона, и принял участие в первой, второй, третьей и седьмой выставках импрессионистов (1874, 1876, 1877, 1882). Однако время от времени он посылал свои работы в Салон. Успех портрета «Мадам Шарпантье с детьми» в Салоне 1878 года принёс ему довольно широкое признание. 1870-е — начало 1880-х годов — период наивысших достижений Ренуара: тогда появились такие шедевры, как «Ложа», «Качели», «Бал в Мулен де ла Галетт», портреты Жанны Самари, «Завтрак гребцов», «Девушка с веером». 

В 1870-х годах работал в Париже, за исключением недолгих пребываний у Моне в Аржантее (1873,1874)‚ у Альфонса Доде в Шанрозе (1876), а также в Варжемоне и Дьеппе (1879). Поездки в Алжир (1881) и в Италию (1881, 1882) привели к использованию более светлых и ярких красок. В Италии огромное впечатление на него произвела живопись Возрождения, в особенности Рафаэль. Вместе с Моне он совершил путешествие от Марселя до Генуи, навестив на обратном пути Сезанна. В 1880 г. Ренуар познакомился с молодой швеёй Алиной Шариго, которая позировала ему, а позднее стала его женой.

Ренуар Пьер Огюст. Портрет актрисы Жанны Самари
Ренуар Пьер Огюст. Портрет актрисы Жанны Самари

Ренуар применяет новый стиль

Считая, что импрессионизм умаляет роль рисунка, Ренуар отошел от прежней манеры и начал вводить в живопись четкие линии. Этот период (1884-1887) получает название жёсткого, или терпкого. В «Купальщицах», главном произведении нового стиля, художник вдохновлялся рельефом Жирардона. Отныне реминисценции искусства старых мастеров, в особенности XVIII века, всё чаще звучат в его полотнах. Необарочными тенденциями отмечен следующий период его творчества (1888-1898).

В 1890 г. Ренуар в последний раз участвовал в Салоне. После смерти Кайботта (1894), будучи его душеприказчином, боролся за передачу его коллекции Люксембургскому музею. Но встретил яростное сопротивление академических кругов: в его коллекции было множество выдающихся произведений импрессионистов. Ретроспектива Ренуара в Галерее Дюран-Рюэля (1892) утвердила его репутацию как одного из крупнейших мастеров современной живописи. В 1904 г. целый зал Осеннего салопа был отдан работам Ренуара.

В 1895-1897 гг. Ренуар жил в Эссуа. В 1898 переехал в Кань близ Ниццы и из-за прогрессирующего ревматизма редко покидал юг. Наряду с картинами занимался скульптурой (ему помогал скульптор Альбер Андре). В последние годы он был вынужден просить привязывать кисть к руке. Живопись стала более энергичной, раскованной и «барочной», в чём отразилось не только преклонение художника перед Рубенсом и другими мастерами XVIII столетия, но и стремление к самодовлеющей динамике форм.

Ренуар Пьер Огюст. Девушка с веером
Ренуар Пьер Огюст. Девушка с веером
Благодарим за проявленный интерес к статье и надеемся, что вам всё понравилось! Также эта статья доступна на нашем сайте. Заходите, подписывайтесь и ставьте лайки — это положительно повлияет на развитие проекта Artistium.art 🙂