Найти тему
Живая провинция

Как елецкие казаки на Русь чай привезли

История чая в нашей стране начинается с тридцатых годов XVII века, когда в Москву вернулось посольство к монгольскому правителю алтын-хану Омбо. Послы, среди которых были два елецких казачьих атамана, привезли с собой подарок от хана русскому царю – малоизвестный тогда в Европе чайный лист.

- В 20-х годах XVI века в Ельце жили казачьи атаманы Пересвет Тараканов и Гаврила Черницын.  В Елецком уезде они получили земли как активные участники обороны Москвы от поляков в 1618 году,  - рассказывает  преподаватель ЕГУ им. И. Бунина, историк Денис Ляпин. – Атаманы быстро стали частью местной элиты, причем Пересвет Тараканов занимал в Ельце выборную должность губного старосты. (Губные старосты в начале XVI века ведали уголовным судопроизводством ). 

В 1628 году елецкие земли разоряли люди боярина Ивана Романова, дяди царя Михаила и брата патриарха Филарета, имевшего владения по соседству, в Лебедяни.  Вели себя соседи как кочевники – грабили, отнимали земли, уводили в плен людей. Возмущение против соседей поддержали Пересвет Тараканов и Гаврила Черницын.

- Все безобразия Москва прекратила, но кто-то должен был пострадать, – говорит Денис Ляпин. –Главными зачинщиками спора в итоге признали Пересвета Тараканова и Гаврилу Черницына. В 1629 году их сослали в Томск.

Денис Ляпин, елецкий историк
Денис Ляпин, елецкий историк

В далеком уральском городе Тараканов и Черницын не затерялись. Там их наделили землями, и они продолжили верой и правдой служить русскому государю.

- Дальнейшая жизнь этих людей оставалась загадкой. Но совсем недавно мы узнали, что Тараканов и Черницын  входили в состав посольства, которое в 1638 году отправилось к монгольскому алтын-хану Омбо, - говорит Денис Ляпин. -  В Монголии ельчане снова отличились. Пересвет Тараканов владел грамотой  и расписался за главу посольства Василия Старикова в договоре между двумя государствами.  Об этом факте упоминается в отчете о посольстве:  «а подлинной статейной список письмо Макарка Колмогорца, а в Васильево место Старкова руку приложил томской сын боярской Пересвет Тараканов».

Русские послы так описали встречу  с алтын-ханом: «И тут нас перед собою кормил, в корыто мясо коровье наклатчи,  да перед нас поставили, а пили — чай словет, а чай лист не ведать деревяной, не ведать травы какой, а варят ево в воде, да прибеливают молоком. А к ним, к мугальцом, чай идет ис Китайского, а сказывают, что чай лист снимают с виноградного дерева, а како дерево имянно, росказать не умеют. 

Назавтрее того Алтын-царь присылал к нам на стан брата своего двоюродного Турала да казначея своего Биюнту Чажина да чеченкатунина казначея Мергенку Чериктея з данью своею, что он, Алтын-царь, шлет: отлас, по черной земли шит золотом и серебром, да камка зеленая золотная, да камка червчатая, да камка желтая, да камка голубая, в камке по 8 аршин, да 200 соболей в козицах, 2 бобра, 5 ирбизей, 200 бумажек чаю за 100 соболей.

И мы ему, Туралу, с товарыгци говорили. — Для чего Алтын-царь ныне дань с собя шлет великому государю перед прежнею данью с убавкою, в соболях нет пятидесят соболей.

И Турал против тово сказал. — Нынешняя де дань больши прежние, в соболей де место царь шлет чаю 200 бумажек за 100 соболей.

И Василей ему, Туралу, говорил, что в Росийском государстве чай не повелся, да и не знают ево, а лутче бы что Алтын-царь к государю послал больши соболей и иного каково зверя, и то бы ему, Алтыну-царю, было чеснее.


И Турал против тово сказал. — Сколько де соболей и иного чего есть Алтын-царь собрал, то и шлет к государю, да и чай де шлет ж…» 

- Действительно, на Руси о чае тогда ничего не знали, - говорит исследователь истории чая Валентин Баюканский.  - Впервые о необычном напитке рассказали казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывавшие в Китае в 1567 году. Но попробовать чай  русским царям удалось лишь в следующем веке, когда в Москву вернулось посольство Василия Старкова.

Валентин Баюканский, коллекционер чая, журналист,
Валентин Баюканский, коллекционер чая, журналист,

По словам Валентина Баюканского, Старков о полученном «ценном подарке» имел смутное представление. «Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде, приливая несколько молока», - рассказывал о привезенном чае Старков. - Упоминание о молоке при этом не случайно. Монголы и буряты цельное молоко употребляли в пищу мало. Оно использовалось в основном для приготовления чая. Наличие молока в чае относило его в разряд сакральной, белой пищи. Монголы считают, что белый цвет – первый и главный. Нередко в чай кроме молока они добавляли масло, соль – такой чай был сытнее и восстанавливал соляной баланс в организме во время летней жары. Нередко в чай добавляли обжаренную муку, масло, соль. А для усиления питательности напитка добавляли в него еще и слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана, размельчённое и поджаренное мясо. Русский царь Михаил Федорович, скорее всего этих тонкостей не знал, да и вряд ли бы такой энергетический коктейль одобрил. Но можно с уверенностью предположить, что чай привезенный Василием Старковым был зеленый, и в первое время его, как и в других странах, использовали исключительно, в качестве лечебного средства. Даже в 1655 году царский лекарь успешно использовал чай для лечения болезни желудка у Алексея Михайловича. Потребовалось время, прежде чем чай стал в России повседневным напитком. И к этому, как, оказывается, были причастны наши земляки-ельчане!

Потомки Пересвета Тараканова на протяжении последующих трех с лишним веков жили в Томске и носили фамилию Пересветовы, по имени зачинателя династии.  Одна из представителей этой династии, Анна Помогаева, ныне крупный ученый, физик, химик, долгое время жила за границей, но в 2013 году вернулась в Россию. 

- Благодаря ей мы и узнали эту историю о Пересвете Тараканове, привезшем на Русь чай, – говорит Денис Ляпин. 

Закончилась же жизнь Пересвета Тараканова  весьма печально.  В 1648-1650 годах в Томске вспыхнул народный бунт, во время которого Пересвет Тараканов погиб.  Обстоятельства его гибели неизвестны, но в историю он вошел и как защитник Москвы от польских интервентов, и как один из людей познакомивших русских с чаем.

Также опубликовано здесь