Найти тему
Anna Semenova

Понятие "ресурс" в психологии

В последние два – три десятилетия в зарубежной и в отечественной психологии доминирующей проблемой изучения стала проблема ресурсов, перечень и содержание которых интерпретируется специалистами крайне широко.

Ресурсы обсуждаются в отношении лиц зрелого возраста, активно включенных в разные сферы жизнедеятельности, проявляющих целенаправленную активность, сопряженную с высокими психофизиологическими затратами (Богоявленская, 2002; Волкова, 2011; Теплов, 1985; Толочек, 2008, 2009, 2015; Шадриков, 2007; и др.).

Ресурсы рассматриваются как феномен, обеспечивающий повышение уровня функционирования человека как личности и как субъекта деятельности, полноту его реализации в разных сферах жизнедеятельности. В понятие «ресурсы» включают широкий спектр условий социальной среды – институты социальной поддержки, финансовые возможности семьи, физическое здоровье, образование, особенности саморегуляции, стратегии совладания и пр. Успешность человека в разных сферах жизнедеятельности объясняется обращением к дополнительным возможностям, кроме его способностей, знаний, опыта. Интрасубъектные условия (принадлежащие субъекту) становятся дополнениями лишь при их своеобразной актуализации; внесубъектные условия – при условии их особого использования; интерсубъектные – в отдельных взаимодействиях партнеров совместной деятельности. Относительно содержания феномена ресурсов и механизмов их актуализации возможны три типа объяснений. При первом из них подразумевают экстенсивное вовлечение средств решения задач (как правило, рассматриваются лишь интрасубъектные ресурсы); при втором – мобилизацию возможностей человека (физических, психических, духовных) в экстремальной ситуации (чаще также имеются в виду интрасубъектные ресурсы в их количественных границах – как ограниченные, возобновляемые, невозобновляемые); при третьем – актуализацию новых условий внутренней и внешней среды в процессах реорганизации и становления психических структур. В первом подходе (типе объяснений) ресурсы трактуются как использование адаптивных возможностей организма и психики человека. К ресурсам относится все, что обеспечивает и поддерживает осознанную целенаправленную деятельность, является доступным «всегда и везде». Феномен рассматривают как экстенсивное вовлечение в деятельность человека его «новых» возможностей. Второй подход характерен для трудов физиологов, врачей и реже – для психологов. Он реализуется при изучении поведения людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях (военнослужащих, пожарников, спасателей, жертв техногенных катастроф, вынужденных переселенцев и мигрантов, лиц в состоянии безработицы). Рассматриваются преимущественно их интрасубъектные ресурсы, но уже как ограниченные во времени возможности организма и психики. Превышение «предела» актуализации ресурсов ведет к заболеваниям и гибели человека. Ресурсы понимаются как единичная, экстремальная мобилизация возможностей человека. В третьем подходе феномен «ресурсы» объясняется как актуализация новых условий внутренней и внешней среды, как реорганизация существующих и становление новых психических структур (Толочек, 2009, 2015).