1,1K подписчиков

Пять отечественных кинооператоров, ставших режиссерами

406 прочитали

Как известно, кино – искусство синкретическое, сочетающее в себе множество других видов творчества, и, приходя в профессию, кинематографист, так или иначе, одновременно имеет дело с литературой, театром, фотографией, музыкой. Сегодня мы вспомним пятерых отечественных кинооператоров, решивших стать творцами не только изображения, но и всего экранного пространства и в результате сменивших камеру на режиссерское кресло.

1. Петр Тодоровский

Петр Тодоровский на съемках
Петр Тодоровский на съемках

Петр Тодоровский – настоящий “человек-оркестр” отечественного кино: все мы знаем его как режиссера, актера, сценариста и даже композитора, однако свой путь в кинематографии он начинал именно в качестве оператора. В 1955 году он снял фильм “Молдавские напевы”, а уже спустя год вытянул свой счастливый билет, попав в киногруппу Марлена Хуциева на Одесской киностудии. Именно на период работы с Хуциевым приходятся две лучших операторских работы Тодоровского – “Весна на Заречной улице” и “Два Федора”, ставшие настоящей классикой оттепельного кино и продемонстрировавшие новую степень раскрепощения камеры. Однако на этом Тодоровский не остановился и в начале шестидесятых впервые попробовал себя в качестве режиссера, поставив психологическую драму “Никогда”. Дебют оказался успешным, и за последующие десятилетия он снял еще почти два десятка собственных фильмов, среди которых – уже ставшие классикой “Любимая женщина механика Гаврилова”, “Военно-полевой роман”, “Интердевочка” и другие. Впрочем, с течением лет тяга Тодоровского к экспериментам не прекратилась – в 1970 году он исполнил одну из главных ролей в ленте своего давнего коллеги Марлена Хуциева “Был месяц май” и тем самым продемонстрировал еще одну – актерскую – грань своего разностороннего таланта.

2. Сергей Урусевский

Сергей Урусевский на съемках
Сергей Урусевский на съемках

Настоящий бог операторской профессии и признанный во всем мире классик Сергей Урусевский создавал на экране поразительные вещи – его операторская работа в фильмах Михаила Калатозова “Летят журавли”, “Я – Куба”, “Неотправленное письмо” и по сей день служит наглядным пособием в киношколах всего мира. Однако кинематографическое новаторство Урусевского не ограничивается только изобразительной составляющей – на его счету также две собственных режиссерских работы – “Бег иноходца” и “Пой песню, поэт…” В них Урусевский выступил одновременно режиссером и оператором, создав подлинно поэтическое кино, в котором визуальная живописность каждого кадра точнейшим образом передает атмосферу. Так, “Бег иноходца” – это местами жизнерадостная, местами печальная притча о скакуне и его престарелом хозяине по мотивам повести Чингиза Айтматова “Прощай, Гульсары!”, а “Пой песню, поэт…” – сложенная из отдельных новелл “мозаика” о жизни и творчестве Сергея Есенина, сыгранного молодым Сергеем Никоненко. К сожалению, собственные постановки Урусевского не получили такого признания, как его операторская работа в фильмах Калатозова, однако проходить мимо них определенно не стоит – в истории отечественного кино эти ленты остались уникальным явлением.

3. Радомир Василевский

Титр из последнего фильма Радомира Василевского "Как кузнец счастье искал" (вышел после смерти режиссера в 1999 г.)
Титр из последнего фильма Радомира Василевского "Как кузнец счастье искал" (вышел после смерти режиссера в 1999 г.)

Съемки “Весны на Заречной улице” стали “звездным часом” не только для Петра Тодоровского – такой же мощный старт кинокарьеры эта картина дала его коллеге по фильму Радомиру Василевскому (в титре “главные операторы” его имя даже стоит первым). Примечательно, что на съемках этой ленты сложилась не только профессиональная, но и личная жизнь Василевского – вскоре после выхода фильма он женился на исполнительнице главной роли Нине Ивановой. Впоследствии в качестве оператора Василевский снял еще пять фильмов (“Зеленый фургон”, “Приходите завтра” и другие), а затем вплотную занялся режиссурой – на его счету почти два десятка самостоятельных постановок. В качестве режиссера он снимал преимущественно детское кино, а его постоянным сценаристом был один из самых известных мастеров этого жанра Радий Погодин – благодаря их тандему на советских экранах появились такие ленты, как “Шаг с крыши”, “Рассказы о Кешке и его друзьях”, “Что у Сеньки было” и другие. Словом, дебютировав в кино как оператор классической оттепельной ленты, Василевский остался в истории как мастер детских фильмов – такие вот метаморфозы.

4. Савва Кулиш

Савва Кулиш на съемках
Савва Кулиш на съемках

Имя кинорежиссера Саввы Кулиша известно массовому зрителю преимущественно по детективному фильму “Мертвый сезон”, однако его фильмография насчитывает еще множество как режиссерских, так и операторских работ. Профессиональная карьера Кулиша (кстати, потомственного кинематографиста – его отец был оператором Одесской киностудии) началась еще в 1958 году, когда в качестве оператора он снял фильм-спектакль “Из пепла”. В течение последующих нескольких лет Кулиш работал оператором кино и телевидения, пока в 1968 году, по окончании режиссерского отделения театрального училища им. Щукина, не дебютировал со своей собственной постановкой – уже упомянутым “Мертвым сезоном”. Так в творчестве Кулиша начался режиссерский период, в течение которого он поставил такие картины, как “Взлет”, “Сказки… сказки… сказки старого Арбата”, “Трагедия в стиле рок” и другие. Кстати, интересно, что последний художественный фильм Кулиша “Железный занавес” о сталинской эпохе во многом автобиографичен – как и сам режиссер, главный герой в финале ленты поступает во ВГИК на операторский факультет и становится хроникером на Фестивале студентов 1957 года.

5. Вадим Костроменко

Вадим Костроменко (в центре) на съемках
Вадим Костроменко (в центре) на съемках

И снова мы возвращаемся к “Весне на Заречной улице”. Судя по всему, звезды над этим фильмом сошлись совершенно особенным образом, поскольку он стал дебютом еще для одного кинематографиста – Вадима Костроменко, который работал на нем в качестве второго оператора. Правда, в дальнейшем Костроменко предпочел сотрудничать не с Хуциевым, а с его сорежиссером Феликсом Миронером, сняв его первую самостоятельную картину “Улица молодости”. Впоследствии оператор работал и с другими постановщиками, среди которых – его коллега по “Весне…” Петр Тодоровский, а затем и сам занялся режиссурой. На его счету – такие фильмы, как “Ответная мера”, “Квартет Гварнери”, “Секретный фарватер” и другие, которые хоть и не стали культовыми, но все же представляют определенный интерес для любителей кино. Кроме того, на протяжении двух десятилетий Костроменко занимал должность директора Одесского музея кино и сделал на этом поприще многое для сохранения и популяризации советского и украинского кинематографа.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: