Полеты на лоукостерах выбирают все больше пассажиров. Выгода очевидна: билеты на такие самолеты могут стоить в разы дешевле, чем у традиционных авиакомпаний. Но есть и свои минусы, среди которых ограничения по багажу и выбору места, задержки рейсов и отсутствие питания на борту. Наш корреспондент Ангелина Манахова, после полетов с британскими бюджетными авиаперевозчиками EasyJet и FlyBe, сравнила их с российской «Победой» и разработала «систему звезд» малобюджетных перевозчиков.
О лоукостерах
Низкая стоимость билетов — главное достоинство бюджетных компаний, которое ведет за собой ряд неудобств для пассажиров, не знакомых со всеми правилами лоукостеров. По сути, компания обеспечивает пассажиров только самолетом, небольших пространством для багажа, пилотами и стюардессами, которые даже не будут предлагать еду и напитки. За все остальное необходимо доплачивать. Нужно выбрать место у окна — дополнительная сумма, перевес — дополнительная и порой не самая маленькая сумма, забыли зарегистрироваться онлайн или проголодались — платите, а вот если передумали лететь — никаких компенсаций не будет. Поэтому для путешественника, который решил впервые сэкономить, перелет может оказаться и не таким бюджетным.
Сами лоукостеры тоже должны экономить, именно поэтому они могут предлагать покупателям дешевые билеты. Компании экономят на всем. Во-первых, на аэропортах, которые берут сборы за обслуживание и парковку самолета. Именно поэтому бюджетные перевозчики выбирают не самые крупные и дорогие аэроузлы. Так, к примеру, EasyJet на родине в Великобритании не прилетает и не вылетает из крупнейшего аэропорта Хитроу. Поэтому туристы, оказавшиеся в Хитроу и решившие путешествовать внутри страны на лоукостере, должны потратиться на трансфер между аэропортами.
Держать самолет в аэропорту тоже дорого, поэтому авиакомпании предпочитают сводить парковку к минимуму. И разница между приземлением самолета и его очередной отправкой может быть меньше часа. Пассажиры, ждущие свой рейс, могут почувствовать себя в очереди на автобус, пропуская сначала тех, кто только что прилетел. Для кого-то такая скорость будет плюсом, но кому-то может показаться, что, например, 25 минут (именно столько нужно «Победе» в Набережных Челнах, чтобы подготовить самолет после посадки и до взлета) недостаточно для проверки самолета. Сами компании идут на хитрости, чтобы сократить это время. Это одна из причин, почему на борту не кормят: стюардессы не должны убирать мусор. Кармашки, в которых обычно лежат информационные листы об эвакуации и бортовые журналы, сделаны таким образом, что достать оттуда что-то можно, а вот положить, например, тот же мусор, нельзя. Из-за каких-нибудь проблем на первом взлете за день и разницы в полетах в полчаса может сбиться все расписание — отсюда постоянные задержки рейсов, что является одной из «визитных карточек» лоукостеров.
Могу вспомнить множество историй, связанных с полетами на лоукостерах, — задержки в несколько часов и как следствие опоздание на стыковочные рейсы, утомительные часовые ожидания на взлет в самолете, попытки поместить две сумки в одну и постоянное нервное ожидание, что придется доплатить. Зато как приятно в начале путешествия покупать билет из Эдинбурга в Белфаст за 4 тысячи рублей!
О компаниях
Для Великобритании лоукостеры — явление достаточно старое и привычное. Компания EasyJet начала работу в 1995 году, перевозя пассажиров из Лондона в шотландские города Эдинбург и Глазго. Другая компания, FlyBe, после долгой истории с переименованием в 2002 году стала еще одним лоукостером Британии. Через год появился новый бренд — Jet2.com. Также штаб-квартиры в лондонских аэропортах есть у ирландской бюджетной компания RyanAir, венгерской Wizz Air и норвежской Norwegian Air.
Россия в своей истории лоукостеров помнит печальные события: аннулирование сертификата «Авиановы» и банкротство SkyExpress в 2012 году, ликвидация «Добролета» из-за санкций. Место этой компании занял первый российский лоукостер «Победа», названный в феврале 2020 года онлайн-сервисом Aviasales перевозчиком с самыми выгодными билетами.
В 2019 году «Победа» попала в десятку лучших бюджетных авиалиний по версии частной консалтинговой компании Skytrax. Российский перевозчик занял тогда десятое место. Первая строчка этого рейтинга была у EasyJet, в списке — все те же RyanAir, Jet2.com, Wizz Air и Norwegian Air.
После опытов полета на британских лоукостерах стало любопытно сравнить крупнейшие EasyJet и FlyBe c молодой «Победой» по нескольким критериям, которые важны для пассажиров: стоимость билетов, нормы провоза багажа, авиапарк, возраст самолетов и т. д. Конечно, это не полноценное исследование, цены на полеты приведены с учетом меняющегося курса фунта, полеты из Великобритании в Европу очевидно должны быть дешевле, но результаты позволяют понять, действительно ли зарубежные лоукостеры так хороши, и может ли «Победа» составить им конкуренцию.
О цифрах
За год компания EasyJet перевозит практически 70 млн пассажиров, цифры у FlyBe не такие внушительные — всего 9,5 млн человек. Российской «Победой» летают 29 млн пассажиров. EasyJet лидирует и по количеству самолетов в парке — 263, в отличие от 71 самолета FlyBe и 30 самолетов «Победы». Возраст самолетов обратно пропорционален возрасту самой компании. Так, российский перевозчик после открытия закупил новые Boeing737–800 напрямую с завода-производителя. У FlyBe и EasyJet средний возраст выше, в парке — Bombardier Q400, Embraer 195 и Embraer 175 у первого, Airbus различных моделей — у второго.
Разумеется, большее число самолетов позволяет обслуживать большее число маршрутов, и разница действительно заметная: EasyJet работает на 788 маршрутах и летает в 32 страны, у FlyBe 189 маршрутов в 12 странах, не отстает от этой компании «Победа». Российский лоукостер летает в 14 стран по более чем 110 направлениям. Таким образом, в среднем на каждый маршрут британских бюджетных компаний приходится по 3 самолета, на маршрут «Победы» — 4.
О стоимости билетов
За £15 (около 1200 руб. — здесь и далее примерные суммы в зависимости от курса валют) с EasyJet можно улететь из Лондона в Зальцбург, это самый дешевый перелет авикомпании. В Париже, Цюрихе, Риме, Мадриде, Амстердаме лондонский пассажир окажется, заплатив £22–23 (1800 руб.), на фунт больше он должен заплатить за перелет внутри страны. От £25 до £50 (2000–4000 руб.) возьмут за поездки в Грецию, Португалию и Восточную Европу. Самым дорогим — £205 (16700 руб.) — станет рейс из столицы Великобритании в Шарм-эль-Шейх. Чуть меньше нужно заплатить за посещение Израиля, Иордании и Египта — от £95 до £114 (7700–9300 руб.).
Самый дешевый прямой рейс из Лондона на остров Джерси в проливе Ла-Манш стоит £30 (2400 руб.). Большое количество самолетов этой компании вылетает из аэропорта Саутгемптона, оттуда можно улететь в Женеву за £40 (3300 руб.), Верону за £45 (3700 руб.) и в Париж — за £48 (3900 руб.). Билеты внутри страны начинаются от £30 (2400 руб.).
У российской «Победы» размер минимального тарифа составляет 499 рублей. За эту сумму из Москвы можно улететь в Петрозаводск, а вот за путешествия в Казань, Уфу, Калининград, Краснодар, Ульяновск, Сочи нужно заплатить от 1500 до 2000 рублей. Что касается зарубежных поездок, то самый дешевый билет у рейсов в Зальцбург — 2500 рублей. В Эйндховен, Венецию, Берлин получится слетать и за 3000 рублей, в Рим — 4000 рублей, Барселону — 4200 рублей. Самым дорогим перелетом может стать поездка из Москвы в Дубай — от 6800 рублей.
Отдельно можно обратить внимание на стоимость самого короткого и самого длинного перелета из базового аэропорта, ведь именно в этих рамках, по сути, установлена ценовая политика перевозчиков. У EasyJet самым коротким будет часовой рейс на остров Джерси стоимостью £47. Самым долгим и дорогим является уже упомянутый полет в Шарм-эль-Шейх: 6,5 часов и £205. Не отстает по дальности перелета российский лоукостер: 6 часов и 5 минут на полет в Дубай, 1 час 20 минут уходит на полет в Санкт-Петербург за 1500 рублей.
А вот FlyBe похвастаться долгими рейсами не может. Разница между самым коротким и длинным составляет всего 40 минут. 1 час 10 минут самолет летит из аэропорта Лондон Сити в Эксетер, 1 час 50 минут — из Хитроу в Абердин. Стоимость обоих перелетов в районе £40.
На особых условиях
О жестких нормах провоза багажа туристы, желающие сэкономить, порой забывают, особенно на пути домой после посещения Duty Free. А ведь это должен быть один из самых важных пунктов для ознакомления перед полетом. Ведь здесь-то лоукостеры и, скажем так, наживаются на своих клиентах. Багаж пассажира может оказаться больше требуемых габаритов, либо вместо одной сумки он пытается пронести на борт две — все это тщательно отслеживается, и за все надо будет заплатить. У путешественника выбора нет: он хочет вернуться домой и привезти то, на что потратился в поездке, поэтому вынужден будет заплатить авикомпании.
Лоукостер EasyJet бесплатно позволит взять лишь одну сумку на борт, за все остальное нужно платить. Здесь цены варьируются от £7 (570 руб.) до £38 (3100 руб.) за багаж до 23 кг. За каждые три дополнительных килограмма надо будет доплатить еще £12 (980 руб.). Такие цены доступны для путешественников, которые заранее озаботятся этим вопросом и оформят все онлайн. На стойке регистрации за багаж возьмут £40 (3200 руб.), если туриста поймают с багажом на посадке — £50 (4100 руб.). Размеры ручной клади у EasyJet — 56×45×25 с ручками и колесиками. В зоне посадки стоит традиционный калибратор для проверки, но, как показывает практика, сотрудники не используют его, замеряя багаж на глаз.
Flybe разрешает взять на борт багаж размером 55×35×20, а также сумку для ноутбука или дамскую сумку, которые нужно будет разместить под сидением. Максимальный вес всего багажа — 10 кг. Дополнительное место багажа можно оформить онлайн за £23 (1800 руб.), с помощью звонка в контактный центр — за £29 (2400 руб.), в аэропорту — за £35 (2800 руб.). За каждый лишний килограмм надо заплатить £15 (1200 руб.).
Сэкономив на невозвратном билете с «Победой», пассажир не получит возможность провоза багажа, он сможет взять только ручную кладь вместе с ноутбуком общим размером 36×30×27. Чтобы сдать багаж до 10 кг, необходимо будет заплатить от 500 до 1000 рублей на сайте, от 777 рублей в колл-центре, 1000 рублей в аэропорту и 3000 — при посадке. За каждый килограмм придется доплатить еще 500 рублей.
Кроме сборов за багаж, лоукостеры с удовольствием примут оплату за выбор места и исправление ошибок в бронировании. EasyJet за выбор места возьмет от £2 до £30 (160–2400 руб.), FlyBe — £6-£16 (490–1300 руб.), «Победа» — от 150 до 1000 рублей, за изменения в имени и рейсе цены будут от 2000 до 5000 рублей, а вот за небольшие корректировки британские перевозчики ничего не потребуют взамен, у «Победы» изменения стоят от 400 до 500 рублей.
Личные впечатления
Наверное, для большинства пассажиров главные характеристики надежного полета — профессиональные пилоты и современный самолет. Вспоминая все свои полеты с британскими лоукостерами EasyJet и FlyBe, могу сказать, что в обоих случаях верила в команду судна, не было никаких сомнений в их профессионализме. В самолетах никаких подозрительных трещин или звуков, все выглядит аккуратно и современно. В отличие от ирландского бюджетного перевозчика RyanAir, чьи самолеты больше похожи на летающие маршрутки из-за огромного количества рекламы на сиденьях и багажных полках. Также RyanAir вместе с EasyJet можно было бы назвать назойливыми из-за постоянных электронных писем с различными предложениями, FlyBe в этом плане очень спокойны. Самое отрицательное воспоминание об EasyJet — часовые, изматывающие задержки вылетов не только в аэропорту, но и уже после посадки. Покупая билет, нужно быть к этому готовым и точно не планировать другие поездки на этот день. Задержки есть и у FlyBe, но, возможно, по счастливому стечению обстоятельств, ни разу не попадала на долгое ожидание.
Что касается «Победы», то, по рассказам часто летающих этой компанией, у нее тоже есть как минусы, так и плюсы. Среди последних, конечно, цены и новые самолеты, среди минусов — почему-то укоренившееся среди пассажиров недоверие к российским пилотам. Еще одна проблема — задержки рейсов из-за проверки багажа: сотрудники компании перед посадкой часто помещают в калибратор багаж всех пассажиров, что создает очереди и может даже задержать вылет.
Лоукостеры в СМИ
В современном мире глобализация как никогда способствует созданию имиджа и его крушению. Лоукостеры часто попадают в информационную повестку, и поводы обычно печальные — либо скандалы с пассажирами, либо судебные разбирательства, либо банкротство. В прошлом году, например, в Сети появилась фотография, сделанная на борту EasyJet: пассажирка сидела на кресле без спинки. Компания заявила, что женщина сделала это по своей воле, так как на это место не продавали билеты. Но факт остается фактом: пассажиры летели из Лондона в Женеву в самолете со сломанными креслами.
Российская «Победа» часто мелькает в отечественных СМИ из-за сообщений о скандалах, устроенных ее клиентами: кого-то не пустили на рейс из-за перевеса, детей отсадили от родителей, кто-то заплатил за место, которое уже было занято, и т. д. Из последнего — ветерана войны пересадили с места у запасного выхода, хотя он его оплатил. Разумеется, компанию в медиа начали обвинять во всех смертных грехах, не разобравшись в правилах, согласно которым места у эвакуационных выходов не могут занимать люди, «которым требуется помощь во время полета, посадки или высадки из самолета». Однако и сам лоукостер мог бы предупреждать об этом пассажиров, которые собираются оплатить выбор места.
Что касается FlyBe, то это название реже упоминается в СМИ, однако в Великобритании на начало 2020 года оно не сходило с заголовков. Перевозчик оказался на грани банкротства, проработав в убыток пять из семи последних лет. В итоге государство помогло компании, но множество пассажиров, уже купивших билеты, находились в нервном ожидании исхода. Таким образом, ни EasyJet, ни «Победа» не могут похвастаться успешно созданным в СМИ брендом, а FlyBe на данном этапе получает звездочку с авансом.
Звезды на крыльях лоукостеров
По результатам нашего небольшого обзора победителем становится крупнейший британский перевозчик EasyJet с 10 звездочками. Удивителен большой отрыв от него другой компании, FlyBe, набравшей всего 3 звездочки. Молодая «Победа» достойно выдерживает конкуренцию среди старожилов рынка — 6 звездочек. Надеемся, в будущем российский лоукостер будет только улучшать свой сервис. Сейчас у него практически нет конкурентов внутри страны, а ведь конкурентная среда может запустить прогрессивные изменения.
Вообще, напоследок хотелось бы еще раз напомнить, что главное в полете на лоукостере — это подготовка: внимательное чтение правил перевозки багажа, изучение тарифов, расчет собственного багажа. Только при этих условиях поездка действительно станет бюджетной. Ведь если пассажир ищет выгоду, почему ее не может искать и сама компания?
Текст: Ангелина Манахова