Доброго времени суток друзья, сегодня мы поговорим о карьерных самосвалах из Белоруссии и рассмотрим самого "маленького" их представителя. БелАЗ 540. Ну а мы начинаем, начинать!
Сама категория большегрузных автомобилей именуемые категорией внедорожные грузовики, а в народе распространено их более привычное название категории, как карьерные самосвалы. Их повышенная грузоподъемность приводит к сверхбольшим нагрузкам на грунт, и что бы выдержать данную нагрузку представители данной категории, перемещаются, только по естественным грунтам.
Также данная категория грузовиков не может передвигаться по обычным шоссе и в силу своих больших, а иной раз и огромных габаритов, которое непременно повлияет на дорожную безопасность, естественно в худшую сторону. В следствии данных факторов эксплуатируются они только в карьерах, рудниках и так далее. В мире существует всего семь заводов по производству этих гигантов и один из них находится в Белоруссии и лаконично называется, Белорусский автомобильный завод.
Карьерные грузовики тут начали выпускать еще со времен Советского Союза. Я же рассмотрю сегодня, одну из первых моделей в модельном ряде завода и имя этой модели БелАЗ 540. Открытый способ добычи полезных ископаемых, это способ при котором полезные ископаемые, добывается открытым способом(карьеры, рудники), менее затратен и технологичен, чем закрытая добыча (шахтовый способ).
В открытом способе невозможно обойтись без карьерной техники, а в частности карьерных самосвалов. В Советском Союзе было очень много полезных ископаемых, из-за этого открытый способ добычи был распространен больше.
До появления карьерной техники, в карьерах трудился самосвал МАЗ 525 произведенный Минским автозаводом, но время и все возрастающие объемы добычи, а так же и устаревание техники, горнякам требовалась более мощная и грузоподъемная техника, способная работать в столь тяжелых условиях.
Так же появлению карьерных самосвалов способствовала и необходимость сделать из экономической целесообразности. Себестоимость добычи, зачастую наполовину и более состоит из транспортных расходов, а с ростом карьеров вглубь, добыча полезных ископаемых могла превратиться в нерентабельное производство.
Инженеры-конструкторы Белорусского автозавода начали разработку самосвала способного единовременно перевозить груз, объемом одного кубового ковша экскаватора. В 1965 году в стенах автозавода разработали БелАЗ 540, с грузоподъемностью двадцать семь тонн. Для более экономически выгоде данного самосвала был применен ряд конструкторских решений.
- Во-первых, было обеспечена плавность хода, как при пустом самосвале, так и при полностью гружёном. Данный эффект инженерами-конструкторами был достигнут благодаря использованию пневмо-гидравлической подвески. Новым и свежим решением так же стало применение гидравлической передачи.
- Во вторых, инженеры-конструкторы расположили кабину самосвала с правой стороны, рядом с двигателем, данное решение позволило сократить колесную базу и общие размеры карьерного самосвала. Сокращение колесной базы, повысило устойчивость машины при движении, а так же повысить его маневренность, что в условиях карьера дает еще один плюс.
- В третьих, грузовая платформа сделанная в виде ковша, сделала погрузочные работы чуть комфортные и сделала самосвал более устойчивым к опрокидыванию. Все эти наработки инженерами-конструкторами Белорусского автозавода, сохраняются и по настоящее время.
Карьерный самосвал оснащался 12-цилиндровым двигателем Д-12А, являющийся модификацией танкового двигателя. Обновленная же модель карьерного самосвала БелАЗ 540А, сошедшего с конвейера завода спустя два года, имела двигатель ЯМЗ-240 с рабочим объемом 22.3 литра, это являлось хорошим решением, так как повлияло на расход топлива карьерного самосвала, расход топлива снизился на четверть. Новый двигатель являлся унифицированным с другими двигателями ЯМЗ (Ярославский моторный завод), это повлекло более удобное и быстрое обслуживание агрегата.
Система гидроусилителя руля, была общей с системой разгрузочного механизма, это в свою очередь позволило сделать более комфортным эксплуатацию водителем самосвала. Тормозная система нового самосвала пневматическая, барабанного типа.
Электрика и электроприборы грузовика БелАЗ 540, имеют 24V, при этом, отрицательная клемма аккумулятора устанавливается на массу. Но были и недостатки у первого карьерного самосвала. К его недостаткам можно отнести кабину водителя. Хоть разработки и повысили ходовые качества, но заметно ухудшили условия водителя. Так же создавало неудобство гидромеханическая передача, в купе с гидро-пневматической подвеской.
Все эти огрехи и недоработки заставили инженеров-конструкторов заняться продолжением модернизации узлов и агрегатов самосвала, но и повышению надежности последних. Выпускался карьерный самосвал БелАЗ 540 с 1965 по 1975 год. Впоследствии его место занял БелАЗ 549, а так же другие модели карьерных самосвалов.
А на сегодня все, до новых встреч друзья. Ну, а если Вам понравилась данная статья, оцените ее пальцем в верх и/или своим комментарием, а так же не забывайте подписаться на наш канал, что бы не пропустить новые статьи. Ну а пока, пока!