Ошо, ты говорил, чтобы быть вместе мы должны знать, как быть в уединении. Но я могу быть в уединении. Проблема возникает, когда я с кем-то, потому что тогда приходят желания и ожидания. Должен ли человек знать, как быть в уединении вместе? Кажется, что путь любви нужно проходить с чрезвычайной осознанностью.
- Да, я постоянно говорю вам, что вы сможете быть вместе только тогда, когда познаете, как быть в уединении, но под «уединением» я не имею в виду «одиночество». Наверно ты меня неправильно понял.
Одиноким может быть каждый, а вот в уединении – это потрясающее достижение, это великая реализация. Одиночество очень посредственно.
Люди страдают от одиночества.
Ты можешь справиться с этим страданием: можешь надеть маску, фасад, можешь культивировать определенные вещи, чтобы не чувствовать боль от одиночества, но не в этом заключается искусство уединения.
И дело не в том, чтобы избегать страдания в одиночестве. Уединение означает позитивное им наслаждение, когда вы находитесь в позитивном экстазе, блаженстве до такой степени, что даже если вы никогда не будете вместе с кем-то снова, не возникает никаких вопросов, проблем, даже желания, даже намек на желание где-то в подсознании.
Когда вы пребываете в таком умиротворении, помните – не просто удовлетворены… эти слова абсолютно разные. Вы можете быть удовлетворенными без умиротворения.
Вы можете быть одинокими и можете думать, что удовлетворены, но когда вы вместе, это испытание – а на самом ли деле вы чувствуете умиротворение.
Если вы это чувствовали, когда были одинокими, тогда это не одиночество, а уединение.
Если будучи вместе не возникает никаких проблем, желаний, хотений, ожиданий, ревности, чувства собственности, никакой подсознательной страсти доминировать над другим, тогда это было уединением. В противном случае, это было одиночество, сокрытое под маской фальшивого чувства удовлетворения.
Ошо