«Карельский бальзам» стал вторым фирменным бальзамом в СССР. Первым был «Рижский бальзам», рецепт которого существует с 1847 года. В 1939 году семья Шрадеров, десятилетиями хранившая рецепт рижского черного бальзама, уехала в Германию. Это стало причиной полной остановки производства напитка в Риге. В 1950 году секрет приготовления бальзама был восстановлен с помощью народных рецептов.
«Карельский бальзам» был сертифицирован в 1976 году. В его составе около 30 ягод, трав и корений Карелии. К сегодняшнему дню «Карельский бальзам» имеет несколько десятков наград, по-прежнему выпускается на заводе в Петрозаводске. Авторство «Карельского бальзама» признано специалистами и подтверждено почетной грамотой, личными наградами с ВДНХ и медалью «За вклад в развитие пищевой промышленности». Никаких «авторских процентов», правда, бывший главный инженер, а потом и директор Петрозаводского ликеро-водочного завода, Валентина Трипецкая не имеет.
Валентина Андриановна Трипецкая приехала в Петрозаводск по распределению из Ленинградского техникума пищевой промышленности в 1952 году. Молодого специалиста поразили деревянные здания и тротуары в столице республики. Старое здание завода тоже было деревянным.
Представьте себе, рассказывает Валентина Трипецкая: "Барак, и там стоят эти линии. Сначала почти все вручную делали. Потом поставили разливные автоматы Жукова, запечатывали бутылки в три приема: сначала забивали пробку, потом переворачивали бутылку и опускали горлышко в смолку. Это сколько операций было на одну бутылку! И смолка эта была пожароопасной. В 1963 году построили новый завод, и там уже все было прилично. Сначала стояли 3-тысячные автоматы (выпускали 3 000 бутылок в час), потом 6-тысячные, а потом запустили и 12-тысячные. Раньше за год завод вырабатывал 20 млн литров, то есть, 40 млн бутылок. 40% бюджета республики составляли доходы от продажи алкоголя.
Валентина Трипецкая делится своими воспоминаниями: "В начале 1970-х годов мы были молодыми и красивыми. Энергии и желания развиваться было много. Хотелось быть первыми. Между прочим, наше предприятие стало пионером звания предприятия высокой культуры. Первый секретарь райисполкома был в шоке, что звание получил именно ликеро-водочный завод, а не другое предприятие. Мы гордились высоким качеством нашей продукции, на уровне были эстетика производства и политическое воспитание. И мы подумали, почему в Риге есть свой бальзам, а у нас нет? Мне как главному инженеру предприятия выписали командировку, и я поехала на Рижский завод. Меня очень хорошо приняли, всё показали.
Мы взяли набор ягод: малину, рябину, чернику, клюкву, добавили цветы липы, донник, зверобой. (В нашу задачу входило использовать местные дикорастущие травы). Впервые ввели туда гриб чагу. А потом стали изучать составы из разных комбинаций, консультировались со специалистами из Института биологии Академии наук. По количеству ингредиентов мы точно переплюнули «Рижский бальзам». Неместным в составе было только бальзамное перуанское масло, экспортный продукт, который добавляют во все бальзамы."
Технология процесса достаточно сложная: "Берем ягоды и делаем из них настой — заливаем водно-спиртовой жидкостью. Через 12 дней делается первый слив, всё отжимается, потом заливаем второй раз и еще 12 дней выдерживаем. Настой каждой ягоды делался отдельно, потом собирали их вместе. Спирт использовался высшей ректификации, воду дополнительно фильтровали. После соединения трав делали первый залив, потом второй. Экспериментировали с долей сахара в напитке. Поиски оптимального варианта состава «Карельского бальзама», сделавшего его знаменитым, шли два года. В 1976 году рецепт был утвержден в Москве экспертами на Центральной дегустационной комиссии Советского Союза. Проверялись вкус, аромат, крепость и полезность бальзама. Напиток получил хорошую оценку: 9,6 балла из 10."
Оформлением этикеток фирменной алкогольной продукции занимались лучшие в Карелии художники и дизайнеры. Автором первых этикеток «Карельского бальзама» был Юрий Нивин. Дизайн коробки придумал художник из Ленинграда Глинтерник. Часть продукции по примеру бальзама из Риги разливалась в керамическую посуду. Но, по словам Валентины Трипецкой, это было неэффективно: "В керамике напиток плохо сохраняется из-за плохого глазурования внутренней части бутылки. Раньше не было возможностей делать это качественно, поэтому срок годности бальзама в керамике был ограниченным."
«Карельский бальзам» всегда был визитной карточкой нашей республики. Напиток везли в подарок друзьям из других регионов страны и даже за границу. Подарок был универсальным и подходил как выражение дружбы, как знак уважения или даже фигурировал в качестве взятки в решении сложных дел. Слава «Карельского бальзама» равнялась, а то и превосходила популярность «Рижского бальзама». Надо отметить, что вкус бальзама особенно нравился мужчинам, а также жителям южных областей нашей родины. Представители сильного пола, вероятно, с глотком бальзама ощущали прилив бодрости, а южанам просто нравились нотки наших северных трав и ягод. Сейчас «Карельский бальзам» — устойчивый бренд республики.
Автор канала предупреждает, что чрезмерное употребление алкоголя может повредить Вашему здоровью.
Кому интересны мои публикации подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Дальше будет еще много интересного. И до встречи в Карелии!