- 1. Неопределенность тезиса. Суть этой уловки заключается в том, что основное положение формулируется нечетко. Это позволяет интерпретировать высказанную мысль по-разному или, при желании, подменить главное положение.
- 2. Порочный круг в доказательстве. Вывод отождествляется с самим аргументом, например: "Население страны стало жить хуже, потому что уровень жизни понизился".
Естественно, что в таком примитивном виде уловка используется редко; обычно несколько речевых звеньев отделяют аргумент от вывода, повторяющего этот же аргумент. Например: "Этот омолаживающий курс позволяет добиться эффективных результатов. Вы станете чувствовать себя намного лучше. Мало того, вы будете выглядеть намного моложе, потому что результаты курса "У" потрясающи". На самом деле доводов, подтверждающих то, что данный курс позволяет добиться эффективных (потрясающих) результатов, здесь нет. Подобная логическая уловка часто используется в рекламе.
- 3. Ошибочный причинно-следственный силлогизм (напомним, что силлогизм — одна из форм умозаключения в формальной логике, когда из двух данных суждений вытекает третье). Особенность этой уловки заключается в том, что рассуждения специально строятся на логической ошибке, например отношения обыкновенной временной последовательности выдаются за отношения логического следствия: "Овощи и фрукты этой осенью подешевели -значит, экономика идет на подъем"; "После публикации в вашей газете статьи, причинившей мне моральный ущерб, я серьезно заболел и потратил много денег на лечение; в моей болезни виновата ваша газета, и вы должны заплатить мне не только за моральный, но и за материальный ущерб".
- 4. Неправомерные аналогии. Характерная особенность этой уловки заключается в том, что в качестве доказательств используются аналогии, несоразмерные с рассматриваемым объектом. Например, демократию в России сравнивают с юной девушкой, а затем спрашивают: "Можно ли требовать слишком многого от девушки, когда она так молода?"
Именно поэтому важно помнить, что при использовании аналогии в речи необходимо соблюдать три основных правила: 1) аналогия должна основываться не на поверхностных признаках явлений, а на их существенных свойствах; 2) общие свойства явлений должны характеризовать явления с различных сторон; 3) в процессе умозаключения по аналогии следует устанавливать не только сходство, но и черты различия явлений.
5. Некорректный вопрос, содержащий в скрытом виде положение, которое еще требуется доказать. Так, заданный в рекламном тексте вопрос: "Что заставило вас окончательно понять, что вам нужен только этот автомобиль?" -подразумевает, что преимущества "этого автомобиля" не подлежат сомнению.