Для тех, кто не в курсе – вся истории Японии состоит из периодов, когда она переключалась от общения с окружающими её странами к замыканию в себе как ракушка, и наоборот. Мы, кстати, сейчас как раз в её периоде "открытости", он третий по счету. В первый (примерно 500-800 года) - умные соседи привезли в Японию письменность и буддизм. В нынешний, примерно с середины 19-го века - грубо говоря, транзисторы. А мы поговорим о втором, среднем, периоде японской глобализации, который длился лет триста, с 1300-х до начала 1600-х.
В 14-м и 15-м веках Япония была раздираема гражданскими войнами. Это было время правления т.н. сёгунов (что-то вроде военных губернаторов), которые с переменным успехом оттягивали на себя власть императоров. А вот в Китае в это время было зашибись. У власти оказалась династия Мин, пришедшая на смену монгольской династии Юань. Новым властям удалось объединить Китай, и он быстро достиг небывалого уровня зажиточности. Смотреть на такое богатство японским купцам и пиратам (часто это было одно и то же) было конечно очень больно и понятное дело вскоре они активно включились в "работу". Базой пиратов стал остров Кюсю. Но в принципе, из-за отсутствия сильной центральной власти, бандитам в Японии было раздолье везде.
Встревоженные наплывом мерзкой пиратской братии, правительства Китая и Корее посылали делегацию за делегацией в Японию с просьбой унять бандитов, но власти были бессильны. Более того, сами дипломаты писали домой, что тут непонятно у кого власть и с кем договариваться. Был такой примечательный момент, когда одна китайская делегация приехала на остров Кюсю и была принята т.н. южной династией императорского дворца (гыыы, императоры в Японии тоже раскололись на 2 лагеря, северный и южный). Китайцы по простоте душевной восприняли их как нормальную власть, к которой они привыкли у себя дома. Договорились, что японским купцам будет дан выход в Китай в обмен на то, что император Мин признаётся главным, а японский ему подданным. Через год китайская делегация возвращается и обнаруживает, что асикагский сёгунат императорскую власть на острове сбросил. Спрашивается, а с кем мы договаривались, и кто теперь ваших пиратов будет в узде держать? Китайский император Мин был в ярости - "Сеня, шо там за бардак?"
Ситуация немного успокоилась к 1401-му году, когда 3-й асикагский (Асикага - это фамилия такая) сёгун, Ёсимицу, взялся за дело. Он написал несколько объяснительных докладных императору Мин. Поймал несколько пиратов и также отослал их в Китай для суда и следствия. В ответ получил кучу подарков и права на эксклюзивную торговлю, которую тут же перепродал своим купцам втридорога. Но даже мощный старик Ёсимицу вскоре стал не в состоянии справиться с бардаком. Сёгуны династии Асикага стали заметно слабеть и проигрывать не только пиратам, но и местным рыцарям. К 1460-му в Японии началась открытая гражданская война. Местные полевые командиры игнорировали сёгунаты уже полностью. Японская анархия повлияла и на отношения с Китаем.
Показателен эпизод, случившийся в 1523-м году. В китайский Нинбо пришли корабли двух японских соперничающих полевых командиров. Начали со споров кто первый будет разгружаться и продавать товар. Суть да дело, вскоре самураи уже схватились за мечи. Драка перекочевала на улицы города. Короче, не только порезали друг друга, но и сожгли корабли и склады, а также убили несколько портовых китайских чиновников. После чего с чувством выполненного долга возвратились в Японию. Мин потребовал наказать "махновцев", но в Японии лишь руками развели. В конце концов, император Мин просто отказал Японии в праве торговли и оборвал дипломатические отношения. Аналогично, некультурно вели себя японцы по отношению к Корее. В 1419 корейский король вынужден был послать свой ВМФ разгромить пиратское гнездо на острове Цусима, что между Кореей и Японией, что и было сделано.
В середине 16-го века уставшая от бардака Япония начала объединяться и вновь вошла в силу под предводительством крестьянского сына, самурая Хидэёси, который подчинил себе всех остальных полевых командиров. Всё бы ничего, но тут Хидэёси пришла в голову гениальная идея стать не только правителем Японии, но и богатого соседа, Китая. А затем и мира, в придачу.
Начать решил с Кореи, куда японские войска вторглись в мае 1592 года. За несколько месяцев почти вся Корея была покорена, но тут вмешался Китай. Войска минского императора отбросили японцев к 39-ой параллели, где обе стороны застряли и попытались заключить мирный договор. Переговоры напоминали цирк. Хидэёси, закусил удила, и для начала потребовал, чтобы его признали императором Китая. Га?!, удивлённо спросили китайские дипломаты... Хорошо, сказал Хидэёси, тогда пусть у меня будет власть над всей Кореей, а с китайским императором мы будем на равных. Китайские дипломаты не знали то ли плакать, то ли смеяться - какое может быть равенство с вошью. Где великий Китай, и где дремучая Япония?... Пытались самурая убедить, но у него мозги были тверже меча. В общем, переговоры провались. И Хидэёси отдал приказ идти в атаку. На этот раз разгром японцев был полнейший. Навстречу им вышла не только императорская армия Мин, но и корейская милиция. Построенный заново корейский флот ударил с моря.
Остатки японцев вернулись домой. Хидэёси вскоре помер. Его пример открыл новую эру в истории Японии. А именно, посмотрев на печальную картину полного военного разгрома и финансового истощения страны, новые японские правители решили не связываться с остальным миром. И очень скоро Япония вступила в полосу самоизоляции от остального мира, которая продолжалась почти два с половиной столетия. "Железный занавес" был суров. Японцам запрещалось пытаться покидать пределы страны под угрозой смертной казни. Иностранцам, хоть китайским, хоть западным, разрешалось прибывать только к порту Нагасаки.
Кстати, нынешний период глобализации у Японии что-то подзатянулся. Неровен час вновь скоро в самоизоляцию от остального мира уйдут…
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал интересных исторических и не только событий.